27 апреля православные христиане отметили Лазареву субботу, посвященную чуду воскрешения праведного Лазаря. 

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.

Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер. Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили. Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий. И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самый важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.

В Лазареву субботу епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан совершил богослужение в храме Всех святых, в земле Российской просиявших (Братск). Обращаясь к собравшимся с приветственным словом Владыка в частности сказал: 

«Сегодня мы с вами снова становимся сопричастны великим событиям. Через восприятие этих событий, через сочувствие этим событиям, через исправление души благодаря проживанию этих событий, а именно Страстей Христовых, мы приближаемся к чуду Христова Воскресения.

С этого дня начинается, по сути, Страстная седмица — то время, когда мы, минута в минуту, шаг за шагом, следуем за Господом Иисусом Христом.

Начинается это шествие как раз в Вифании – с того места, где Господь совершил Великое чудо – воздвиг из мертвых четверодневного умершего — того, кто уже смердил своим телом тлеющим. И никто бы никогда не подумал, что человек может встать, будучи уже разложенным телом. Были случаи в Ветхом Завете, когда праведники воскрешали только что умерших людей, и Сам Господь таких воскрешал и прежде. Но чтобы тление уже коснулось тела человека, а он после слов воззвания: «Лазарь, гряди вон!» не только вышел здрав и невредим, но и продолжил долгую жизнь – такого люди, конечно, и предположить себе не могли.

Но что же происходит? Даже такое великое чудо не восхищает, не убеждает людей лицемерных, людей злых – тех, которые не хотели слушать Спасителя: фарисеев, законников. И именно с этого дня они решают, что должны умереть и Иисус, и Лазарь. Именно с этого момента начинается то шествие, которое Господь предсказывал все годы своей жизни: о том, что надлежит пострадать Сыну Божию, вознесенну быть на Крест и в третий день воскреснуть.

И в следующую неделю мы с вами будем воспоминать все эти священные события, все Страсти Иисуса Христа.

Завтра Вход Господень в Иерусалим – торжественное шествие и признание всем народом Господа как будущего Царя. Но уже через несколько дней – предательство, заушение, поношение, неправедный суд, издевательства, Распятие, Смерть, а затем – Великая Суббота, не познанная человечеством до конца, когда Господь и «во гробе плотски, и во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле…»

И затем – Светлое Христово Воскресение!

Все, что мы с вами скопили в Великий Пост, то мы сейчас и можем отдать Господу в эту Страстную седмицу. Как себя приготовили – такую и получим пользу от этих великих дней, от этих великих событий.

Будем же все эти дни ходить на службы неленностно, понимая, какую радость получит душа от соприкосновения с Господом, от соприкосновения с Его делами, от соприкосновения со всем тем, что Господь переживал здесь, на земле, ради нашего спасения. Будем с Господом и в момент Тайной Вечери, будем и в момент Вознесения на Крест, будем и в момент снятия со Креста, будем и в момент Его Погребения… Только так человек действительно может понять, что же такое Пасха Христова, что же такое Воскресение Господне, — когда он узнает, что предшествовало этому победоносному чудесному событию.

И тогда радость наша будет неизреченна, радость наша будет велика!

Давайте потрудимся в эту неделю над собой – и получим великую милость от Господа, великую мудрость, великое исправление!…

Да благословит вас всех Господь!»

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.