Братия  и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем и днем памяти святителя Иннокентия – первого епископа Иркутского. Говорят, не стоит град без праведника. И действительно, наша Сибирь обрела свою силу, уверенность, мощь прежде всего духовным подвигом святителя Иннокентия.

Когда он прибыл в Сибирь в начале XVIII века, здесь, в большинстве своем, царили беспорядки. Как в духовном деле, так и в житейском: процветало пьянство, лихие люди совершали разбои, не было ни на кого никакой управы, не было никакого авторитета. В такие места приехал святитель – первый епископ на столь обширной территории, так далеко на восток от столицы. И пробыл он здесь четыре года сначала в ожидании того, чтобы прийти на епископский престол. Хотя он и был избран, но, в связи с огромным расстоянием и проблемами того времени, он целых четыре года не мог приступить к своим обязанностям, т.к. был послан сначала в Китай, куда его не пустили, и потому по Промыслу Божию он оказался в наших краях. 

Действительно, подвиг его сложно сейчас переоценить, потому что, казалось бы, так недолго он был епископом, но то наследие, которое он оставил, велико. То, как он относился к людям; то, как он относился к своему служению, является и поныне для нас величайшим примером. А что уж было в его внутренней молитвенной жизни, нам неведомо. Но я абсолютно уверен, что человек, который не живет богатой и активной внутренней жизнью, не может и вовне совершить чего-то доброго и полезного.

Сегодня мы с вами слышали в Евангелии, что Господь будет на Страшном Суде делить людей: на тех, кто пойдет в блаженную Вечность, и тех, кому уготованы вечные мучения. Думаю, что святитель Иннокентий в своей жизни нам показал пример исполнения всех Заповедей, о которых и нам Господь напоминает постоянно через святую Церковь: посетить в больнице больного, посетить в темнице заключенного, накормить голодного, одеть нагого. Это дело чаще всего сугубо нашей совести. И это и является определяющим: когда мы сами, наедине с самим собой, делаем такой шаг, который здесь, на земле, останется неотмеченным, неоцененным. Только в будущем веке даст нам за него Господь награду. Говорится, что не получает человек награды (так же, как и наказания) дважды. Если здесь мы уже получаем от людей награду в виде восхищения, благодарности, значит, Богу уже не за что нас благодарить в той жизни. Поэтому и стараются люди делать дела милосердия, не показывая их, тем более не хвалясь, тем более не приписывая себе плоды своего действия: что кто-то, может быть, исправился, или исцелился, или зажил праведной жизнью. Все доброе можно приписать только милости Божией и Его благости. Вот если что-то плохое случается по нашей вине, то тогда, конечно, мы должны говорить о том, что это мы виноваты, что по нашим грехам совершилось то или иное дело. Такой настрой духовный и душевный – правильный.

Часто камнем преткновения для верующих людей являются как раз размышления о жизни Вечной. Человек начинает думать: как же я могу отказаться ради небесного от всего земного, что люблю, и оставить его, если я до конца не знаю, будет ли это Царствие Божие? Не буду ли я просто лежать в могиле после своей смерти? Кто мне докажет, что есть Вечная жизнь? Кто мне докажет, что есть Господь? Кто мне докажет, что есть мзда воздаяния праведная, когда каждый получит по своим делам сообразное?

Великий ученый – математик Блез Паскаль четыреста лет назад сказал: «Если Бога нет и я в Него верю, то я ничего не теряю. А если Бог есть и я в Него не верю, то я теряю все». Очень мудрые слова. Как невозможно доказать современными научными способами бытие Бога, так же невозможно доказать и отсутствие Бога. Поэтому человеческая душа, тонко настроенная, чувствует присутствие Божие в своей жизни и благодаря этому живет рядом со своим Богом и Спасителем.

Надеюсь, что те дела, которые мы будем делать сообразно христианству, и нашу душу спасут, и приведут многих людей к тому же пути христианскому. Часто добиваются результата, когда учат не словами, но делами. Когда мы станем не выставлять себя напоказ разговорами о том, что мы ходим в храм, что мы христиане, а когда, наоборот, будем бескорыстно делать добрые дела и все приписывать Богу, а не себе, тогда каждое человеческое сердце, которое, может быть, даже стеснено, заскорузло греховностью своей, суетой, может удивиться от видения этих дел. Удивиться тому, что есть, оказывается, люди, над которыми не властны мирские правила жизни, потому что эти люди живут по Законам Божиим. И лица их светлые, и жизнь их благословленная Богом, и даже если случаются в жизни какие – то страдания, то они совсем не так оцениваются, как у мирских людей: без трагедии, без сожалений о том, что произошло то или иное, но с благодарностью Богу. Потому что, что бы в нашей жизни ни происходило, самым главным нашим словом должно быть «Слава Богу за все», независимо от того, как это выглядит со стороны: хорошо или плохо, скорбно или радостно. За все Слава Богу! Потому что Господь подает нам все либо для исправления, либо в назидание, но все равно любящей Своей рукой подает. То есть все дается нам во благо – и потому Слава Богу за все! Это самый главный наш девиз.

Думаю, что все святые шли именно таким путем. Прежде всего созидали свою душу, а потом уже смогли излить внутреннее содержание благодати на всех окружающих.

В Священном Писании сказано: «От избытка сердца глаголят уста». От переполнения сосуда изливается то, что в нем находится. Если мы полны благодати, то это изливается в наших добрых делах: поведении, словах, действиях. Если же сердце наше полно греха и нечистот, то это изливается на окружающих в виде гнева, в виде зависти, в виде обмана и многих других пороков.

Поэтому давайте будем соблюдать сердце свое в чистоте, равняясь на тех угодников Божиих, которые и нашу жизнь здесь освятили подвигом: они были до нас и живут вместе с нами, и надеемся, что мы будем жить вместе с ними в одном и том же месте райских обителей, вместе будем и в будущем.

Да благословит вас Господь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.