Проповедь иерея Виталия Казанцева в Неделю пятую Великого поста.

Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

 (Евр. 9:14)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сёстры, осталось ровно две недели до великого и светлого дня Пасхи Христовой. Через неделю мы будем вспоминать о Великих и страшных событиях, которые предшествовали Воскресению Христа из мёртвых, и о тех славных делах, которые Господь совершил ради нашего спасения. И сегодня, подготавливая нас к событиям страстной недели, Церковь устами божественного Павла говорит нам, что «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14). Какие удивительные слова! Господь наш Иисус Христос в своих проповедях перед иудейским народом задавал риторический вопрос о том, какой выкуп может дать человек за душу свою? (Мф. 16:26; Мк. 8:37). Еще в глубокой древности, через своих избранников, Бог обещал выкупить нас от власти ада и избавить от уз смерти (Осия 13:14). Но какой ценой, никто не знал до тех пор, пока Сын Божий не был вознесён на Крест. Святая Кровь непорочного Агнца, Которым соделал Себя Иисус Христос, — вот цена нашего спасения! Что может быть драгоценнее Крови Самого Бога? Богатства всего мира не способны были искупить душу даже одного человека, а Кровь Христа не только искупает душу от власти ада, но более того, очищает человека от греха и даёт вечную жизнь. И не одну лишь душу какого-либо человека, а может искупить всех людей, которые жили на земле за весь исторический период от Адама и Евы и будут жить до скончания времен. И в послании к Тимофею апостол Павел сказал, что Господь наш Иисус Христос предал себя для искупления всех (1 Тим. 2:6). Однако не все люди получают искупление. Апостолы в своих посланиях не однажды предупреждают, что мы куплены дорогой ценой, принадлежим теперь Богу и не должны становиться рабами не то, что греха, а даже людей (1 Кор. 6:20; 7:23). Замечательны по этому поводу слова апостола Петра: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших через Него в Бога,…(1Пет 1:18). Апостол Иоанн Богослов недвусмысленно говорит, что Кровь Христа очищает нас в том случае, если мы ходим во свете (1 Ин. 1:7), т.е. живем в истине и творим добро.

Приведенные тексты Священного Писания,  а также многочисленные высказывания Святых Отцов о принесенной Христом Жертве ввергают сердце христианина в священный трепет и ужас. Как сильно возлюбил Господь человека! Как можно после этого остаться неблагодарным?! Тем не менее именно неблагодарными мы чаще всего и оказываемся. Кто может похвастаться, что проводит время своего странствия на земле со страхом, употребляя каждое мгновение своей жизни на дела спасения? Или кто может сказать, что не продает снова тела своего в рабство греху и суетной жизни? Нет необходимости напоминать, как важно нам христианам, регулярно причащающимся Святых Христовых Таин, уметь правильно рассуждать о Теле и Крови Христовых, дабы не вкушать их себе во осуждение. Мы должны четко понимать и осознавать с Кем соединяемся и какие плоды искупительной Жертвы должны усвоить. Должны иметь твердую решимость противостать греху и всего себя отдать в руки Богу. В противном случае будет происходить то, о чем и писал преподобный Симеон Новый Богослов, память которого отмечается сегодня Святой Православной Церковью: приобщаясь Тела и Крови Христа мы не будем получать ничего нового для своей души, но даже, если и получим некую малую радость, спустя малое время окажемся опять такими же, как были прежде.[1] Тот же святой говорит про недостойно приступающих к Таинству Евхаристии следующие слова: «Тебя освещает свет, а ты слеп; огонь греет тебя, но не прикасается; жизнь осенила но не соединилась с тобой…. Так принимая (т. е. Бесчувственно), так прикасаясь к неприкосновенному и думая, что вкушаешь, ты остаешься не принявшим, не вкусившим и ничего в себе не имеющим».[2]

Поэтому, братья и сестры, сделаем для себя важные выводы. А именно, если хотим, чтобы Бог очистил нашу совесть Своею Кровью, будем и сами стремиться к этому. Не станем предавать тела наши в рабство греху. Будем проводить время нашей земной жизни с пользой для вечности, дорожа каждым мгновением. Спросим каждый сам себя: «Какую службу я приношу Христу Богу? Чем я отблагодарю Его сегодня, завтра и в последующие дни?» Будем помнить о Великой Жертве, Которую принес за нас Спаситель, и тогда «в разуме и созерцании таинства будем вкушать от Тела и пить от Чаши чутким душой и сердцем»[3]очищаясь от мертвых дел, чтобы служить Богу живому и истинному. Аминь!



[1, 2, 3]Симеон Новый Богослов, преподобный, Слова богословские и нравственные/Слова нравственные. Слово четырнадцатое/Перервинская Православная Духовная Семинария, М., 2017г С. 299.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.