История Русской святости началась с парадокса. Первыми святыми нашей Церкви стали не князь Владимир, который принес веру во Христа на Русь, и не мудрая княгиня Ольга, воспитавшая такого внука. Ими стали даже не первые мученики Федор и Иоанн, которые отдали свои жизни за Христа. Первыми русскими святыми стали князья, которые по смыслу, духу и традиции жизни того времени должны были бы стать не почитаемыми, а презираемы славянами.
От времени крещения Руси и до гибели князей Бориса и Глеба прошло всего лишь несколько десятков лет. Но до этого целые эпохи формировали тот характер, который отличал славянина. Все это время славяне воспитывались в воинственном духе, который никогда не знал, что такое прощение и любовь к врагам и обидчикам. Герой того времени – это воин, который умеет сражаться, имеет мужественный характер, отличается доблестью, силой и отвагой. Отец своим сыновьям давал только меч, с помощью которого они должны были добывать себе все необходимое. То, что добыл и накопил за свою жизнь отец, шло с ним в могилу. В этом была вся суть жизни славянских племен в течении многих тысяч лет.
В то время, когда на международном рынке производители разных стран уже давно продавали товар собственного производства, славяне продавали только то, что украли или отобрали у своих соседей (как правило, таких же славян, как и они сами). Главным их товаром были рабы. Племена славян не знали пощады, не знали прощения, не знали, что такое слабость. Правда, именно поэтому они и не знали, что такое собственное государство, что такое мир с соседом, что такое дружба и доверие друг к другу. Когда кто-то из них разживался добром, то он прекрасно понимал – его сосед уже точит на него меч для того, чтобы себе все это присвоить. Славяне были чуть ли не единственным народом в мире, который самостоятельно не смог организовать собственное государство. Для того, чтобы это сделать им пришлось приглашать к себе правителей из другой страны. Притом из той, с которой они жестоко воевали. Но ненависть славян друг к другу оказалась намного сильнее, чем к собственным врагам. Так первыми правителями в Русской земле стали не славяне, а варяги, и свое название Русь получила по имени варяжской дружины.
Христианство, которое принес на Русь князь Владимир, мало что изменило в характере славян. Да и дети самого равноапостольного князя хоть и стали называть себя христианами, но продолжали жить по закону силы и власти. Как только умер их отец, родовой улей снова зашумел, и пошла обычная для того времени война между родственниками за лакомые куски земли Русской.
И здесь, в этом обыденном сценарии междоусобных кровавых разборок, происходит событие, которое выходит за рамки привычного хода истории. Два князя, которые не были трусами, которые умели хорошо воевать, вдруг отказываются поднять меч на родного брата. И делают они это не при нападении на него, а тогда, когда надо было защищать самих себя от смерти. Оба князя знали, что именно их поддержат киевляне, а не Святополка, которого те ненавидели. На их стороне была стратегическая выгода так же, как и сама правда и справедливость. Но оба князя отказались идти против брата, и причина этому была одна – Евангелие. Не менее удивительно и то, что сделали они свой выбор, не сговариваясь друг с другом.
В этом, необычном для того времени, подвиге Бог дал славянам ключ к решению всех своих проблем. Да и не только славянам, но и всему миру можно было бы в одночасье превратить жизнь на земле в рай, если б каждый человек взял себе в качестве жизненного руководства всего лишь одну фразу Спасителя: «Любите друг друга». Из всего учения Христа людям достаточно понять всего лишь эти три коротких слова, чтобы жизнь всего человечества радикально изменилась. Князья Борис и Глеб не только поняли, но и осуществили их в своей жизни. Мы же не поняли слов Христа до сих пор. Поэтому в нашей стране идет война, поэтому с каждым днем жить становится тяжелее, поэтому наша планета становится похожа на адский филиал. А ведь, казалось бы, чего проще – принять в свое сердце эти три простые слова и все будет по-другому…
С точки зрения воинственных славян князья Борис и Глеб проиграли Святополку. Но почему-то именно они стали первыми русскими святыми, а князь — убийца вошел в историю с позорным прозвищем «окаянный». И впервые на Руси чудеса от святых мощей стали происходить именно на могилах этих двух убиенных страдальцев. «Проиграв» в битве за земную власть, они получили право и возможность продолжить свое воинское служение и вмешиваться в судьбы нашей истории уже оттуда, сверху, из своих Небесных обителей. Князья Борис и Глеб являлись князю Александру Невскому перед битвой на Чудском озере. Они же приходили на помощь князю Димитрию Донскому на поле Куликовом. Эти явления происходили в местах сражений. Следовательно, воинское ратное служение святых Бориса и Глеба продолжается до сих пор.
Когда читаешь сочинения первых русских летописцев, то видишь, как они по старой привычке любят, в первую очередь, вождей и воинов. Летописец восхищается князем Олегом за то, что тот «отомстил неразумным хазарам». Он воспевает князя Святослава за его воинскую храбрость и благородство, потому что тот не нападает исподтишка, а предупреждает заранее «иду на вы». Но молится он Борису и Глебу. Смирение, милосердие и любовь были еще не до конца поняты славянами, но прочувствованы в подвиге молодых князей. Это и понятно, потому что с момента крещения Руси прошло слишком мало времени. Непонятно другое. Почему после того, как с момента крещения Руси прошло более тысячи лет, мы до сих пор не осознали то, чему учит нас Евангелие.

Протоиерей Игорь Рябко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.