Проповедь игумена Рафаила (Захарова) в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

«А фарисеи, услышав, что Он привел

саддукеев в молчание, собрались вместе.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего

всем сердцем твоим и всею душою твоею

и всем разумением твоим:

сия есть первая и наибольшая заповедь;

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

(Матф.22:34-39)

За Христом всегда следовало множество народа, одни желали исцеления от различных болезней или беснования, другие приводили или приносили этих больных, не способных прийти самим. Третьи желали услышать слова, произносимые галлилейским Учителем. Движение людей за Христом и чудеса, сопровождавшие это шествие, наполняли завистью и злобой сердца фарисеев и саддукеев. Поэтому они старались уловить Его лукавыми вопросами, потому что хотели Его смерти. В данном случае выбрали из среды своей более талантливого и разбирающегося хорошо в законе книжника, который задаёт вопрос с намерением обличить Христа в неточности: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Фарисеи разделяли заповеди на большие и меньшие. Под большими они считали все обрядовые законы Моисея, почему так часто их раздражали те поступки нашего Спасителя, которые как им казалось, нарушали заповедь о субботе, и многие внешние действия, например, не умывание рук перед едой, за что не прямо, но косвенно обвиняли Христа через учеников. И малые заповеди, касающиеся правил доброй жизни. В этом объёме заповедей, которых евреи насчитывали числом 613, у фарисеев не было согласия, какая же из них была самая большая.  Все заповеди было невозможно исполнить, поэтому нужно было не пропустить в исполнении, хотя бы самую важную. Поэтому и задают вопрос Христу, чтобы Он разрешил их недоумения, а поскольку евангелист Матфей пишет, что приступили к Нему с желанием искусить, то на это святитель Иоанн Златоуст, говорит: «они, ожидали, что Спаситель поправит заповедь Божию, назвав Себя Самого Богом, и этим подаст им случай обвинить Его в богохульстве», потому что их соблазняли слова Христа, где Он подчёркивал Своё равенство с Богом Отцом: «Я и Отец ― одно» (Ин.10:30).  Господь отвечает законнику словами из книг Второзакония и Левит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:37-39). Этой заповеди фарисеи и книжники не придавали особого значения, увлекаясь больше обрядовыми постановлениями Закона. В нашей среде христиан тоже присутствует больше увлечение внешними правилами. Мы очень строго ведём себя с людьми, если они выглядят в «неподобающей» одежде находясь в храме, а к своим родным или близким в таком же одеянии бываем благосклонны. Во времена постов внимательно рассматриваем состав продуктов в магазинах на наличие скоромного, содержащегося в них, а за своими греховными мыслями, желаниями и словами не наблюдаем. Также постом мы придаём особое значение телесному воздержанию больше, чем духовному. Сокрушаемся сердцем при послаблении в еде, зато спокойно можем судить людей, злословить их, носить долго обиды и часто раздражаться по всякому поводу, не обращая на эти последние действия, никакого внимая, порой оправдывая себя. Поэтому, постараемся строить свою жизнь по словам Христа и вначале отдадим Богу своё сердце, чтобы «узнать в Нём Того, Кто представляет в жизни нашей, личной ― самую высокую, самую святую ценность», ― как советует митрополит Антоний Сурожский.  И дорожа вот этим драгоценным единением с Богом, вся наша душа и разум, и воля будут устремлены только к одному, сделать приятное для Господа, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4).  Тогда воспримем заботу о спасении своей душе, после чего другим людям тоже будем желать спасения и с этим добрым намерением приблизимся к исполнению заповеди о любви. Потому что любящий другого, желает тому счастья, здоровья и радости, и прилагает к этому свою заботу, и деятельное участие в разных обстоятельствах жизни, не только скорбных, но и  тем более в радостных, без злобы и зависти. Прощая ближнему его недостатки и ошибки, видя в нём величие образа Божия, и проявляя своё попечение о том, чтобы он вырос в полную меру величия и красоты, пока «не изобразится в нём Христос», (Гал.4:19) Которому слава, со Безначальным Его Отцом и Божественным Духом. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.