Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждого человека сотворил Бог: и всех людей, всё человечество вместе, и каждого из нас по отдельности. Давайте попробуем назвать причину, по которой Бог творит человека. Причины обязанности, долженствования, нет. Господь только в своей любви творит человека, Его любовь как бы изливается из Него самого и творит человечество.

Как удивителен образ этого творения!  Вспомним первые страницы Библии. Творит Он по образу и подобию Своему. Что есть образ? Образ есть те качества, которыми мы сходны с Богом. То, что каждый из нас есть личность, индивидуальность; то, что каждый из нас способен к творчеству; то что каждый из нас свободен – это есть образ Божий в человеке. Но что же такое подобие? Подобие – это уподобление Богу. Образ есть некое статическое состояние (в каждом человеке есть образ Божий, независимо от качеств этого  человека). Подобие – это процесс динамический, это процесс изменения, это процесс уподобления Богу. И Господь, давая каждому из нас Свой образ, ждет, чтобы мы ещё и уподобились Ему, чтобы в нашей жизни проявилось всё то, для чего Он нас создал, какими Он нас задумал.

Сегодня день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Преподобный переводится очень просто –  в высшей степени Подобный. Мы смотрим на этого святого, смотрим на его жизнь, на его труды и действительно видим, что это подобие в нём проявилось. Ведь кто такой святой человек? Мы часто отстраненно смотрим на святых. Мы видим иконы, на них изображены святые, которых мы почитаем, молимся им, но почему-то забываем, что это такие же люди, как все здесь стоящие; такие же люди из плоти и крови; такие же люди, которые и ошибались, и грешили в своей жизни. Вот этого мы часто не помним, искусственно отстраняем себя от святых. Но если задуматься, оказывается, что можно сделать только один вывод: каждый из нас призван к святости. Каждый из нас призван реализовать то самое подобие Божие, которое задумано изначально в каждом человеке.

Как это понимание, эти факты, эти догматы отражаются в нашей жизни? Вторая наша проблема заключается в том, что мы не соотносим себя с тем знанием, которое имеем, не реализуем это знание на практике. В Апостольском чтении всё было понятно и точно, как это подобие Богу стяжать: «Распять плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал. V:24). Под плотью здесь подразумевается не только тело. Плоть на языке Святых Отцов есть наша душевность, эмоциональность, наш внутренний мир. Мы должны его изменить, в нем уподобиться Богу, при этом у нас есть всё необходимое: Священное Писание,  в котором Сам Господь говорит, как это сделать; есть образ святых, которые жили в разные эпохи, в разных государствах, в разных общественных устройствах, говорили на разных языках, но все они показывают нам путь к Богу: как свеча поставляется на свечник, так святые именно для этого в церкви и прославляются, чтобы каждый из нас, видя их подвиг, понимал их жизнь в начале.

Вчера на чтениях мы говорили о князе Владимире. История сохранила сведения о том, что до крещения он был человеком в крайней степени распущенности. А после крещения, в этой благодати, он стяжал святость.

Каждый из нас находится между этими полюсами зла и добра: уподобления злу и уподобления Богу. Какой полюс мы выберем? Куда направим мы свои дела, куда направим мы свою энергию, которая в каждом из нас есть? Вот это самый большой вопрос. Зная всё это, приходя в храм, приступая к Таинствам, мы тем не менее в повседневной жизни как бы отстраняемся от знания, не реализуем его каждом моменте. Почему? Потому что та суета, в которой каждый из нас живет, то обилие каких-то дел: рабочих, семейных – как будто застилает нам глаза. Нужен труд, нужна именно воля, чтобы вырваться из этой суеты, чтобы всегда иметь перед глазами Бога, где бы мы ни находились: на работе, дома или на отдыхе. Вот это самое сложное. Мы можем приучить себя к определенным привычкам, к определённому образу церковной жизни, к определенным моментам духовной жизни, но вырваться за пределы своей суеты, переориентировать себя, чтобы Христос стоял в центре каждого нашего дела – это очень сложно. Бывает, что мы спотыкаемся и становимся в церкви одними, в семье другими, на работе третьими, приспосабливаемся. И наше христианство распространяется только на то время, когда мы находимся в храме, или когда общаемся со священником. А выйдя за порог храма, или придя на работу, теряем всё наше христианство. А всё почему? Потому что когда мы, придя на работу, отлагаем наши знания о Христе и говорим: «Вот, Господи, Ты за дверью подожди здесь. Я сейчас поработаю, разберусь со всеми и обратно к Тебе вернусь», – это неправильно.

Преподобный Амвросий Оптинский, память которого мы сегодня совершаем, дает нам этот пример. Он множество раз в своей жизни повторял, что Бог прост. И действительно, Бог прост. В Нём нет никакой сложности. То, что мы богословствуем фразами, используем сложные понятия – это лишь попытка нашего несовершенного человеческого языка постигнуть вещи нематериальные, постигнуть вещи духовные. В простоте мы можем прийти к Богу,  если каждый из нас будет иметь сердце простое, если мы не будем лукавить, не будем придумывать себе, не будем себя разделять на составные части, а сделаем себя целомудренными. В цельном мудровании придем к Богу, в единстве самого себя придём к Богу – вот тогда наш путь будет результативен, вот тогда мы действительно уподобимся тем самым преподобным.

Амвросий Оптинский просто и одинаково относился ко всем: и к высокому интеллигенту, и к простому христианину без всяких знаний. Он в каждом видел образ Божий. Мы этого не видим. Мы людей делим на сорта, делим на группы, забывая, что в каждом есть образ Божий. В этом постоянном видении святой Амвросий именно в простоте сердца своего каждого приходящего к нему воспринимал одинаково и не делил. Мы должны брать пример со святых. Мы должны примерить на себя жизнь этого человека. Понятно, что условия разные, понятно, что обстоятельства разные, но жизнь и подвиг всегда имеют основание во Христе. Если мы в своих делах, в своих мыслях, в любой своей деятельности в основание поставим именно Христа, то тогда и дела будут успешны, и путь нашего спасения будет прямой.

Спаси Вас Господь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.