25 июля 2021 года в библиотеке храма Всех Святых в земле Российской просиявших состоялся круглый стол на тему «Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», ставший заключительным этапом проекта «Гефсиманский сад». Грант на проект по озеленению и благоустройству территории,  прилегающей к храму, «Гефсиманский сад» был выделен благодаря Фонду поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничесто» и активным прихожанам.

«Мир, в котором мы живем, является зоной нашей ответственности, и, если мы, имея способности и таланты, данные от Бога, не используем их во благо — это пассивный бунт против Бога. Если мы ссылаемся на занятость, отсутствие знаний, средств, времени и пр., то согласно Евангелию :«Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Лк.19:26) по одной простой причине — если данный тебе талант закапывать в землю, значит он тебе не нужен — верни его. Каждый новый день нашей жизни должен быть наполнен содержанием и в том числе добрыми делами, одним из которых является благоукрашение мира вокруг нас» — с такими словами обратился к собравшимся настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших протоиерей Димитрий Кирьян.

На круглом столе слушателям, прихожанам храма, были представлены доклады о взгляде на экологию через призму христианской веры.

«Природа есть воплощение мыслей Бога на земле» — сказал герой одного фильма. И с ним можно согласиться, особенно когда удаётся отвлечься от нашей повседневной деятельности мира и оказаться на лоне Природы, восхищаясь ее устройством и гармонией, где человек лишь часть единого целого. Поневоле думаешь: «как велики дела Твои, Господи, как премудро и тонко устроен мир растений и животных».

Поэтому больно видеть проявления варварского отношения человека к природе – вырубленные леса, пожары, мусорные свалки, сломанные деревья и следы колесных шин на зеленых полянах, разоренные муравейники… Сейчас тема экологии очень актуальна, но давайте задумаемся, почему вообще возникла данная тема, и каковы ее истоки.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землёю,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт. 1:26—28)

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым (Быт. 2:19—20)

И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. (Быт. 2:8—17)

Вот он замысел Божий о человеке — Господь задумал человека, как сотворца и бережного хозяина земли и населяющих ее Божиих творений. Адаму был заповедан Рай, то есть земля со всеми населявшими ее созданиями, чтобы возделывать и хранить ее.

Но Адам и Ева пали, вкусив от древа познания добра и зла – грех исказил их образ мыслей, чувств и, конечно, природа стала страдать вместе с ними. Постепенно потомки Адама и Евы населяли землю, но с каждым поколением поврежденность человеческого рода росла и продолжает расти до сих пор. Каждому новому поколению становится все труднее бороться с грехом, особенно в наше время, когда грех облечен в тысячи блестящих упаковок, мир переполнен соблазном. Девиз «Бери от жизни все!» актуален как никогда.

Хаос в человеческой душе, ввиду ее поврежденности грехом, изливается на окружающий нас мир, как в виде потребительского отношения по принципу «после меня хоть потоп», так в духовном плане – нечистота мыслей приводит к нечистоте речи, действий и поступков, приводящих к разрушению себя и окружающего мира.

Человеческая цивилизация не стоит на месте, развиваются новые технологии, вырастают новые производства – общество потребления требует все больше и больше, а ресурсы не безграничны и, как следствие, исчезают запасы питьевой воды, леса…Мы, «счастливые» обладатели достижений прогресса, нашей деятельностью наносим ущерб экологии. К счастью, природа живуча и имеет способность к самовосстановлению, если человеческая деятельность не слишком агрессивна по отношению к ней и наша обязанность помогать ей в этом, исполняя Божий Промысел о человеке — забота и любовь ко всему живому.

Экология окружающего мира зависит от экологии нашей души. Душа, живущая по заповедям Божиим, будет всегда стремиться к гармонии с окружающим ее миром. Наша задача по мере своих сил возвращать красоту и благолепие этому миру.

Для этого существуют разного рода экологические программы и проекты. Один из таких проектов под названием «Гефсиманский сад», был не так давно реализован в Храме Всех Святых в земле Российской просиявших, включающий в себя высадку кустарников и цветочной рассады на прилегающей территории храма. Такие проекты важны не только для прихожан храма, но и для жителей города, т.к. связаны с оздоровлением экологической ситуации нашего промышленного центра. Акция по высадке кустарников прошла на одном дыхании и запомнилась всем участникам чувством единения, радости и причастности к общему делу. Участвовали и взрослые, и дети, люди пришли целыми семьями, и дети, видя пример взрослых, будут бережнее относиться к природе. У того, кто сам посадил дерево, вряд ли поднимется рука его сломать просто так, ради забавы или нарвать охапку цветов, оставив пустую, разоренную поляну в лесу. У человека, который сам выращивает и ухаживает за живыми цветами и деревьями, появляется чувство ответственности и бережного отношения к Божьему творению»

Благодаря докладу библиотекарю нашего храма, по специальности историку-краеведу, Андреевой Лилии Викторовне, участники круглого стола окунулись в историю нашего края именно в разрезе экологии — как раньше люди относились к природе. Были приведены интересные исторические факты. Крестьянские хозяйства были практически безотходным — любая вещь, продукт использовались целиком и полностью. Если это была одежда (домотканая, натуральная), ее носили до полного износа, а затем использовали как ветошь. Все отходы от продуктов, даже вода от мытья посуды, использовались для кормления домашних животных. Подворья содержались в чистоте, а нерадивых хозяев наказывали серьезными штрафами до 10 рублей (огромные деньги по тем временам — за 50 копеек в 1890 году можно было купить пуд ржаной муки).

 

К Православным Престольным Праздникам деревни приводились в порядок — от двора до улиц. В Сибири лесные угодья не находились в частной собственности, а были государственными. Тайга — это промысел: зверь, рыба, ягоды, грибы. Близлежащие к деревням леса делились на участки, ответственными за порядок на которых назначались жители деревень — охотники и промысловики. Люди очень бережно относились к природе, ведь она была их житницей и кормилицей. Было и производство — знаменитый Николаевский завод, который производил пароходы, котлы, рельсы, мостовое железо, печи, плиты, посуда, замки, цепи, плуги и многое другое. Сковороды Николаевского завода до сих пор передают по наследству. Это было подлинное Качество, за количеством никто не гнался, эра однодневного ширпотреба еще не наступила. Очень хорошо отношения человека с природой описаны в произведениях нашего земляка Валентина Распутина, о том, как эти отношения менялись (и, к сожалению, не к лучшему) на протяжении лет: от наших предков до современных людей. Все эти произведения есть в нашей библиотеке.

Руководитель проекта Ковалева Людмила Викторовна и разработчик документации на получения гранта Щербакова Наталья Николаевна подчеркнули важность таких проектов, как для прихода, так и для города в целом :«Спасибо всем участникам проекта. Слава Богу, наш проект живет дальше – каждый год территория храма постоянно благоукрашается силами прихожан и благотворителей. Помощи Божией всем нам!»


По материалам сайта храма в честь Всех святых в земле Российской просиявших

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.