Проповедь иерея Антония Путрина в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    Слово Божие, как слово заботливого отца о своем роде, зачастую наполнено не только добрыми наставлениями, но и суровыми наказами, правдой жизни, правдой о чадах и о том, как они растут. Пребывают ли они в послушании или живут по своеволию, любят ли они братьев и сестер или находятся во вражде. Порой эту «отчую» правду трудно воспринять, ведь она напрямую связана с нашим несовершенством, с нашими грехами.

Так и мы, чада Православной Церкви, наставляемся на воскресных богослужениях Отчим Словом, изложенным в Евангельских зачалах, о милости Божией, о благодати и святых, ею движимых, о благочестии и всякой правде, в первую очередь, о самих себе.

Эту правду сегодняшнее Евангельское зачало о недостойных виноградарях доносит во всех жестоких подробностях. Так, чтобы до нас дошло. Эта притча имеет смысл, распространяющийся на всю историю человечества, и повествует в общем и самом сильном смысле о страшной неблагодарности человечества по отношению к Богу.

В начале притчи повествуется: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф.21,33). Здесь говорится о любви Божией к человечеству. Как трудолюбивый отец, Господь трудится для домашних своих. Он создал целый мир, насыщенный красотой и благолепием, оградил его Своим Божественным Промыслом, все устроил для жизни тела и вечности души. Закончив Свой труд, Он отлучился, в чем мы видим залог доверия тем, кто был поставлен возделывать виноградник сей.

Но виноградари оказались недостойными своего призвания и служения, ибо «когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (Мф.21,35). Образом злых виноградарей Господь обличал в первую очередь лицемерие фарисейских священников и законоучителей. Но и мы с вами, настолько привыкшие в Евангельских зачалах слышать обличение фарисеев, не должны забывать, что строгое слово Божие в этих текстах обращено и к нам, особенно если мы не стоим на стороне правды Божией, если не выполняем Святой воли Его.

Ведь у каждого человека есть то, что доверил ему Господь. То поле, тот виноградник, та жемчужина, обретенная им. В первую очередь, это образ и подобие Божии, это чистота души, освященной Таинством Крещения и ее вечное бытие в Царстве Небесном. Также это служение Церкви Христовой, Родине. Это наши обязанности, работа, профессии, призвания. Это наши семьи, родные и близкие и даже наши враги. Это все то, в чем существует любовь. Любовь, которая делает нас верными, добрыми рабами, затем наемниками, потом слугами и, наконец, самыми чадами Божиими. Которые трудятся на поле Отца своего уже не ради награды, но ради любви.

Может быть, той самой любви и не хватило виноградарям из притчи, чтобы не начать пренебрегать милостью Божией, малым трудом, им доверенным, и через это малое нерадение стать великими безумцами, пытаясь присвоить все себе насилием: «Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф.21,36-39).

Наполняя сердца благодарностью, дорогие братья и сестры, избежим слепоты духовной, посмотрим на то малое, что имеем, как на великое. Вражеские мысли обычно все самое необходимое в духовной жизни: любовь, смирение, терпение, умение прощать обиды и не обижать других – окрашивают в цвет второстепенности, не вызывающий желания по-настоящему бороться за добро. А все ненужное, суетное, не приносящее духовного плода враг раскрашивает в яркий цвет первой необходимости, преувеличенной ценности, лукавой важности. Расставив духовные приоритеты, постараемся относиться друг ко другу как виноградарь к своему винограднику, заботливо ухаживая за каждой ягодкой, помня слова Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). Заботясь друг о друге, как Господь заботится о нас, сделаемся добрыми виноградарями, достойными вверенного нам виноградника – Церкви Христовой. Принесем плод свой вовремя и не заберем чужого. Преумножим нами не созданное, ожидая возвращения Господина своего. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.