— Раньше я думал, что алкоголизм и наркомания – почти одно и то же. А теперь вижу – нет. Наркотики поражают какие-то глубинные слои человека. Алкоголики гораздо отзывчивее к Слову Божию, наркоманы же в большинстве приходят не чтобы изменить жизнь, а просто скоротать время, — рассказывает мне отец Алексий Серебряков свои впечатления от первых визитов в наркологический центр.

Недавно батюшка начал окормлять это медицинское учреждение. На третью встречу-проповедь отправилась с ним и я.

— Сегодня мы пойдем на третий этаж, — говорит отец Алексий, — там пациентам разрешают выходить из палат, отслужим молебен. На пятый этаж сходим как-нибудь в другой раз, там меня заводят в палату и закрывают дверь на замок.

За двенадцать лет журналистской деятельности мне почему-то ни разу не доводилось бывать здесь, и я иду с опаской. По звонку дверь отделения распахивается, нас пропускают внутрь. Идут часы посещений родственниками, но пока мы первые и единственные гости.

Приветливые медсестры начинают открывать навесные замки на дверях палат. Коридор постепенно заполняется людьми. Сколько молодых лиц! Особенно среди женщин! На вид некоторым не дашь больше двадцати. В домашних халатиках и пижамах, с неброским макияжем и простыми прическами они похожи на пациенток любой другой больницы, разглядеть в них алкоголичек и наркоманок практически невозможно.

Кто-то расходится по своим делам, другие направляются прямиком к батюшке — после предыдущих встреч накопились вопросы и просьбы.

— Батюшка, никак не можем найти иконку Христины-мученницы, — говорит одна из самых юных на вид пациенток, судя по всему ее зовут Кристина.

— Поищем в нашей церковной лавке, если не найдем, специально закажем, — отвечает отец Алексий.

— А как крестик заменить? – спрашивает другая женщина. – Его надо будет снова освящать?

— А зачем менять?

— Потемнел.

— Просто почистите, как чистят ювелирные изделия, — отвечает батюшка. И то ли мне кажется, то ли он и вправду сдерживается, чтобы не назидать, вроде: «Крестик почистить легко. А вот душу…»

— Батюшка, я читаю молитвы, которые вы оставили и ничего не чувствую, — вновь обращается Кристина.

— Все равно не оставляйте. Я понимаю, о чем вы говорите, — успокаивает отец Алексий. —  Это как молоко, если его непрестанно взбивать, обязательно получится масло. Со временем вы почувствуете, что не просто читаете слова по бумаге, а действительно общаетесь с Богом.

— А правда, что Бог нам дает нам ад в этой жизни, чтобы не попасть в него в вечной? – подключается к разговору еще одна женщина.

— Нет. Делать ли свою жизнь адом каждый решает за себя. Достаточно и один пальчик обжечь, чтобы не лезть во все пламя, — отвечает отец Алексий.

Батюшка раскладывает на скамейке богослужебные книги. Икону Божией Матери «Неупиваемая чаша» пристраивает на пожарном гидранте. Молебен решено служить прямо в коридоре у запасного выхода. Получается очень символично.

— Давайте помолимся, — призывает отец Алексий. – Некоторые из вас уже на себе проходили – начинаешь молиться, Бога призывать в свою жизнь и Он помогает. Все, кто искренне искал Его помощи, все получали ее, никто не оставался без утешения. Просто потом некоторые думали: «Да нет, это просто все так сложилось». И мы забываем, что Господь помог, что мы обещали Ему что-то изменить в своей жизни.

— Господи, избави от алкоголизма, наркомании и других пагубных страстей рабов Твоих Владимира, Александра, Сергия, Максима, Петра, Валентины, Иулии, Христины, Ольги… — разносится по коридору молитва батюшки.

Отец Алексий Серебряков возглавляет созданный год назад православный Центр во имя святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Этот центр оказывает помощь в исцелении от наркомании и алкоголизма. По четвергам в Соборе Рождества Христова священники беседуют со страждущими и членами их семей, служат молебны. Кроме того, сейчас идет работа по созданию реабилитационного центра. Он откроется в Осиновке в здании, подаренном Братской епархии «Российскими железными дорогами». Опыт реабилитационной деятельности наши священники перенимают у иркутского православного душепопечительского центра, действующего уже четырнадцать лет.

— Мне доводится много общаться с наркоманами. Поправьте, если я не правильно говорю. Все ищут именно тот первый кайф, который был в начале. – Молебен закончился и батюшка продолжает общаться с подопечными. – А повториться он уже не может. Почему? Это как в рыбалке. Червяк же настоящий, только под ним крючок железный. Так и дьявол, когда наши души улавливает, дает нам наживку – удовольствие. Только под ним крюк, который человек заглатывает. И может даже казаться, вот, я бросил/бросила, меня уже ничего не связывает с этим. Но все зависит от длины лески. Отец моего крестника повесился вчера, завтра хоронить будем. Мы с ним работали, когда я еще не был священником. У него было много ремиссий, когда он вел себя, как человек, работал. Он долгое время мотался по всяким центрам, только недавно вернулся из Красноярска. Дьявол глумился, издевался над ним, у него почки отказывали, в «дурдоме» дважды лежал. И вот дьявол получил то, что хотел. Получил самое главное – душа погублена безвозвратно. Человек отверг дар жизни. Хотя казалось, что сейчас все снова более-менее налаживается…

— Вы все здесь стоящие знаете, что такое ад. Не мне вам рассказывать о нем. Этот ад в ваших снах, этот ад в вашей повседневности, — продолжает отец Алексий. – И вам обязательно нужно знать: у алкоголиков и наркоманов есть три стадии зависимости. Первая стадия, когда все еще гладко, человек выпивает или колется в свое удовольствие и даже денег на все хватает. Эта стадия может тянуться какое-то время в зависимости от состояния здоровья. Потом наступает вторая стадия, когда появляются первые проблемки: денег начинает не хватать, меняется окружение, меняется и внешний вид, и мировоззрение. У алкоголиков это может долго происходить, у наркоманов – гораздо быстрее. И третья стадия – когда у человека все поменялось. Совсем другие люди его окружают, совсем другой мир его интересует и он уже никакого «кайфа» не получает. Без наркотиков или алкоголя на этой стадии человек чувствует себя мертвым, он ими приводит себя в чувство.

Так вот. На какой бы стадии человек не бросил употреблять, если он снова начнет, то начнет с того же самого места, на котором закончил. Невозможно вернуться на предыдущий этап. Можно двадцать лет не пить или не колоться. Но первая рюмка, первый укол – и ты на том же месте, где закончил. Это надо всегда помнить.

Мы говорим, что хотим исцелиться. А что это значит? Это значит вернуться к целостности, ликвидировать раздвоение, которое формируется у наркомана и алкоголика. Откройте свой детский альбом и посмотрите. На этих фотографиях ваше настоящее «Я».  И вы – эта девочка, которая улыбаясь идет в первый класс, или этот мальчик в садике у елки – никуда не делись. Но новая, созданная наркотиками и алкоголем личность подавила того, кто на этих фотографиях. И вы забыли себя. Себя настоящего: трудолюбивого, любящего своих детей, своих родителей, свою вторую половинку. Я призываю вас найти внутреннего себя – того хорошего и доброго. Я призываю вас вернуться к себе. Вернуться к Богу.

…Время посещения больных заканчивается. Отец Алексий складывает в походный чемоданчик икону и распятие, отвечая на последние вопросы, раздает желающим молитвословы и тексты акафистов. Медсестры, к слову, отстоявшие вместе с нами весь молебен, провожают нас до двери. Лично я покидаю наркологию с легким сердцем. Теперь у желающих вернуться к трезвой жизни есть все условия: и медикаментозная поддержка, и духовная. И хотя процент излечений ни в государственных, ни в частных клиниках, ни в реабилитационных центрах с религиозным уклоном никогда не бывает стопроцентным, хочется верить, что услышанное здесь Божие Слово удержит кого-то от очередного падения. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.