Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан посетил зону затопления Богучанской ГЭС. Поездка состоялась с 4 по 8 августа 2012 г.

Вот как описывает поездку иерей Олег Ресин который сопровождал Владыку:

«3 августа 2012 года после вечерней службы  Владыка  Максимилиан сообщил мне что завтра мы едем в поездку по реке Ангаре с археологами, в места где когда-то протекала бурная жизнь людей, где когда-то стояли деревни и сёла, возвышались православные  храмы и часовенки, а сейчас эти места подготавливают под затопление Богучанского водохранилища. Я никак не ожидал, что эта поездка  даст мне уникальную возможность прикоснуться к живой истории и истории православия в нашем крае.

4 августа в 7 часов вечера на автомобили мы отправились  в город  в Усть-Илимск. В Усть-Илимском приходе нас приняли как всегда радушно, накормили,  устроили на ночлег. Утром за нами заехали археологи из Иркутска и мы с ними поехали на речку Тушама, где находится основная база  археологов. Приехав в лагерь нам показали уникальные находки времён каменного века, средних веков, времён когда эти земли осваивали русские  казаки. Затем нас повели на раскопки где все эти артефакты добывают. Работа археологов   очень и очень  тяжёлая, ведь надо не одну тонну земли перекидать лопатой, но зато  весьма интересная. Слои земли снимаются пласт за пластом  по сантиметру, обнаружив предмет его аккуратно зачищают кисточкой, фотографируют, зарисовывают, устанавливают координаты. Могу сказать воображению археологов нужно отдать должное, они по предметам которые находят могут рассказать очень многое, как жили люди в те времена, какие у них были нравы и обычаи, чем занимались и даже о чём думали. Из времён каменного века находят  такие предметы, как каменные топоры, ножи, каменные наконечники для стрел и многое другое. Из времён средних веков  находят различные украшения, предметы охоты, но уже железные, различную утварь местных народностей. Чтобы найти интересные находки археологи едут на край земли, терпят большие трудности и испытания зная что всё это нужно для истории человечества, для того чтобы мы не забывали своё прошлое. Из палаточного городка археологов  у речки Тушама мы отправились на машине  на стоянку другого лагеря археологов у села Кеуль. Село Кеуль имеет свою трагичную историю. Когда-то в семидесятых годах их уже переселяли  из мест затопления  в другое место чуть повыше  исторического места, а сейчас и отсюда переселяют кого в Иркутск, кого в Братск, кого в Усть- Илимск. Жители села конечно очень трудно всё это переживают. Привыкшие к вольностям, большим просторам, к тайге им придётся теперь ютиться в городских квартирах задымлённых городов. В бывшем Кеули археологи нам показали где находился храм  в честь пророка Илии, нам показали фотографию церкви, рассказали о ней показали место где хоронили священнослужителей. Место где было село Кеуль  очень живописное, оно стояло на берегу Ангары где в неё впадает речка Кеуль.

Затем нам предстояло путешествие по воде в сёла Ёдарма и Ката, нам сообщили что за нами пришёл  катер. Погрузив свои вещи, мы устроились на корме катер ожидая интересную и очень увлекательную поездку. Открывшиеся просторы на Ангаре  конечно невозможно описать, их нужно видеть своими глазами. В этих местах Ангары очень много небольших островов. На многих из них, а также вдоль берега археологи  также  проводят раскопки, но здесь  стоят уже небольшие палаточные городки археологов. Река Ангара  здесь не очень глубокая, и всегда можно было видеть в прозрачной и чистой воде дно реки. Места здесь очень богатые рыбой и поэтому у берегов реки находятся множество небольших судёнышек с которых рыбачат местные жители. О том что  здесь очень и очень много рыбы мы сами убедились увидев своими глазами, когда пристали к берегу. В том месте где речка Зелинда впадает в Ангару мы наблюдали огромное количество хариусов плескающихся в воде показывающих нам свои  блестящие  серебряные плавники. К вечеру мы пришли в деревню Ёдарма. Здесь нас как везде встретили очень гостеприимно, рассказали историю о деревни, показали раскопки. За речкой Ёдарма которая впадает в Ангару начинается уже Красноярский край. Установив палатки мы устроились на ночлег. Спать в палатке на открытом воздухе, просыпаться под пением птиц конечно огромное удовольствие. Позавтракав мы на катере отправились на другой берег Ангары где раньше стояло село Ката. Археологи нам показали раскопки церкви в честь Благовещения которая находилась в Катах. Владыка Максимилиан отслужил молебен в честь Богородицы, несмотря на то, что молебен проходил на открытом воздухе  акустика была замечательная. Ласточки словно сослужа отгоняли от нас мошек, солнышко согревало нас своим теплом. Ощущение было словно как будто бы ты соприкоснулся с историей, ведь 99 лет назад  Владыка  Евгений (Зернов) тоже  посещал эти места, служил молебен Божией Матери, ходил по этим местам, молился. Но его путь конечно гораздо был сложнее и опаснее. Если мы добирались до Каты два — три дня, то в то время на поездку ушло около двух месяцев.

Вот как описывает  путешествие Владыки Евгения в Киренский уезд Иркутской губернии священник Н. А. Пономарёв: «В ночь на 13 июня отбыли далее вниз по Ангаре до с. Каты. Это последнее село Кеульского прихода, граничащее с Енисейской епархией, в 29 дворов. В 9 часов утра Владыке была подана кошевка на колесах (до храма более версты). Отслужен молебен Божией Матери и св. Иннокентию с акафистом, после чего Владыкой сказано слово о почитании Божией Матери. Молящиеся слушали, как и везде, с затаенным дыханием, не сводя глаз с проповедника. Народ здесь простой, добрый, послушный… Вот и нужно, чтобы пастырь стоял к нему как можно ближе для пастыря и для паствы… тогда, несомненно, патриархальность народная, не распыленная еще здесь «благодетелями народными» и «спасителями отечества», соединенная с искреннею верою в Бога и полною преданностью своему Царю-Батюшке, могла быть достоянием народным для его блага еще на многие годы… Но — враг силен… и стрелы его долетают до далекой Каты. Года 4 тому назад в Катском открыто министерское училище. В настоящее время там учительствует окончивший учительскую семинарию И. О-в. Училище существует здесь уже 4 года, но из инспекции его никто ни разу не посещал. Здание училища для Каты очень хорошее, светлое, просторное… Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, приписной к Кеульскому, не новый. Владыка обратил внимание на то, что престол устроен очень низко. Местоположение храма красивое, за селом, на горке; дорога к нему лугом. Не забыл по сие время одного случая, бывшего в Катах в один из моих приездов, достаточно характеризующего отношение местного населения к исполнению данных Богу обетов. Было 14-е мая. Земля еще не совсем обсохла от весенней воды, местами стояли лужи. Идя в храм, я обогнал одну «несчастную» женщину, которая ползла в храм к богослужению. Одетая в приличное платье, она ползла почти не разбирая пути, не разбирая сухого места, а двигалась, как приходилось… От души было жаль бедную женщину. Придя за полчаса до начала литургии, я в церковной ограде беседовал с катцами о нуждах их храма, который во многом нуждается в поддержке. Обойдя кругом, я направлялся внутрь храма. Вижу, женщина подползает к паперти. Я остановился подождать, чтобы расспросить ее об ее недуге. И каково же было мое удивление, когда она, подползши к храму, встала свободно на ноги и стала приводить в порядок костюм, чтобы войти в храм. На мои расспросы она поведала, что этим исполнила данный во время трудных родов обет Богу — «сползать в церковь — к матушке Благовешшенью»… Такие и подобные им обеты приняты в этой местности и даются очень часто. С горки, где стоит храм, отчетливо видна деревушка Савинская Панчинского прихода Енисейской епархии. Чувствовалось как-то особенно, казалось, мы были далеко, далеко на краю света, вдали от родного Иркутска… ».

Несмотря на то что прошло много лет, связь времён, поколений и традиций несомненно продолжаются. Дух православной молитвы не иссякает. И может это был последний молебен в этих местах, так скоро всё  уйдёт под воду, но память о православных храмах, приходах будет жить в наших сердцах, и мы несомненно будем молиться Богу о тех людях которые жили там, о тех священнослужителях молитвами которых эти места были присоединены к земле русской, и архипастырях  которые взращивали свою духовную паству на сибирской земле, приемниками которых мы себя и ощущаем. И когда  я вернулся из поездки  я поймал себя на мысли, что я снова  хочу посетить эти края, полюбоваться той  красотой которую Господь Бог создал для нас и окунуться в ту духовную атмосферу единства Вселенской Православной церкви во времени, в пространстве и наших сердцах».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.