Проповедь протоиерея Георгия Малова в праздник Преображения Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

  Сегодня Святая Церковь празднует великий двунадесятый праздник Преображения Господня. «Преображение» – это значит «Изменение образа», «изменение вида» Господа нашего Иисуса Христа. Незадолго до Своих страданий Господь наш Иисус Христос взял трех учеников, Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору Фавор, на которой Он хотел помолиться. Господь часто уединялся для молитвы или в пустыню, или на гору, или на морской берег, где не было народа. Вот и здесь, поднялся Он с учениками на эту гору на исходе дня. Всю ночь Господь пребывал на молитве, уже приближался рассвет, как поется в богослужении Праздника, и прежде восхода солнечного, возсияло Солнце правды Христос Бог наш. «Видение лика Его изменилось, а одежды сделались белыми как свет, как белильщик на земле не может выбелить…» Возсиял Свет Невещественный, Свет не земной, но Божественный, всегда присущий Господу нашему Иисус Христу. «Сияние Божественного шума» разбудило учеников, они в страхе созерцали происшедшее. Тогда Апостолы увидели святых пророков Моисея и Илию, стоящих около Господа и беседующих с Ним. Святой апостол Петр стал говорить с Божественным Учителем, сказав: Господи, хорошо нам здесь быть. Сотворим три кущи, – одну Тебе, другую – Моисею, и третью – Илии, не зная, что он сказал. В это время облако закрыло вершину горы и из облака раздался Таинственный Голос, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте». И когда облако скрылось, то уже исчез свет, и пророки, и всё стало, как обычно. И, спускаясь с горы, Господь сказал ученикам, чтобы они никому пока об этом не говорили до тех пор, пока Он из мертвых не воскреснет. Вот это событие Святая Церковь ныне вспоминает и как бы присутствует мысленными очами, сердцем, душою на святой горе Фавор. На Фаворе Бог показал Себя. Но как это могло быть, если Бога никто видеть не может? И вот, святой Григорий Палама объясняет, что Бог невидим никакой твари, Он невидим и человеку. Но Он ведь не невидим Самому Себе. Самому Себе Он виден. И поэтому, когда Он изменяет людей так, что они тоже становятся по благодати Богом и обоживаются, тогда они получают ту способность, которую имеет Бог, — т.е. видеть Самого Себя. Господь так изменил этих троих учеников, что они смогли видеть Бога. И подобно же этому просияло лицо Моисея на Синае. Чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору. Святая Церковь, зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О Преобразившемся Господе сказано, что вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9, 29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изменить свой образ – этого достаточно. Несомненно, не о таком изменении говорит Святая Церковь, и не к такому изменению мы призваны. Святая Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами. Праздник Преображения Господня зовет нас, прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. В сегодняшний праздничный день мы должны вспомнить и о том, что все мы с вами желая этого или нет, каждый в свое время изменим свое состояние. Придет час смертный, когда погребению будет предано тело, а душа предстанет пред Богом. Какой она будет в этот момент – преображенной или нет? Неблагоприятные условия, в которых мы живем, Господь посылает нам не для того, чтобы мы на них ссылались, чтобы говорили, что у нас не было возможности, у нас не было времени для своего преображения. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «если мы не увидим Фаворского света в земной жизни, то мы не увидим его и на том свете». Поэтому пусть будет наше пребывание в храме в праздничные дни нашим малым преображением. Когда мы приходим сюда, мы должны забыть все, что существует за пределами храма, не помнить зла, неприятностей, а принести Господу чистосердечную молитву о своем преображении. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», – сказал Господь (Мф. 6, 33). Приходя в храм, будем просить у Господа просвещения нашей души, очищения ее от грехов, а все остальное Господь воздаст каждому из нас по делам и жизни нашей. Именно в этом смысл христианской молитвы – чтобы Господь преобразил нашу душу, сердце, ум, тело наше, дабы мы были действительно учениками Христовыми, все остальное Господь подаст нам, как Его верным служителям и ревнителям славы Его. В сегодняшний день да дарует Милосердный Господь нам, недостойным и грешным, Свое благословение и помощь в нашей жизни и наставит нас на путь спасения. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.