Проповедь протоиерея Андрея Скрынько в Неделю 21-ю по Пятидесятнице в соборе Рождества Христова.
(См. Лука 8: 41 – 56)
Вера, воля, жизнь, здоровье, исцеление, смерть, совесть, сон, спасение, пробуждение, разум…
Девочка 12 лет тяжело заболела. Пока отец вел Иисуса к себе в дом, она умерла. «Не бойся, только веруй, и спасена будет» – сказал ему Иисус, и воскресил девочку.
Женщина больна половину жизни неизлечимо. В отчаянной решимости она приходит к Иисусу и тайком прикасается к его одежде, в надежде на чудо. Чудо происходит. «Дочь, вера твоя спасла тебя», – сказал ей Иисус.
Вот такая обычная ситуация: человек идет к врачу, чтобы исцелиться. Иисус – не то учитель, не то пророк, но уже известно, что люди выздоравливают. Значит – целитель? Это одно из тупиковых заблуждений, которого Он всегда пытался избежать и поэтому говорил: «Смотри, не рассказывай никому». А получалось плохо: все рассказывали, и слава как о целителе распространялась со скоростью слухов. Тупик по сегодняшний день продолжает наполняться застрявшими в нем людьми.
Почему я сказал: «тупиковое заблуждение»? Потому что рождается предвзятое, а значит – неверное отношение. Ты уже настроен видеть и слышать определенным образом и можешь не придать значение тому, что действительно важно, но не вписано в заранее приготовленное мнение. Христос исцелял, потому что жалел. Не потому что Он целитель, а потому что человеческое страдание вызывало в Нем со-страдание, и Он не мог оставаться безответным. Но ведь Он пришел не вывихи вправлять, не температуру сбивать и не проказу победить. Он пришел, чтобы слепые стали зрячими, но это – не про глаза телесные, Он говорил о зрении ином – о глазах души. И отношение как к «сильному» целителю очень сильно мешало понять Его.
Вот и в наши дни: больные ищут исцеления, а Он говорит о спасении. Он пришел спасать. А нам неизвестно, что это такое – спасение. Спасение утопающих – да, спасение от тяжелой болезни – да, спасение от мошенников, от голода, нужды – да. Так или иначе, со всеми этими бедами мы знакомы. Знаем, что такое болеть и знаем, что такое выздороветь. Но что такое спасение – не знаем. Знаем, что пришел спасать – в Церкви всё время говорят об этом, – но ведь это не входит в имеющийся опыт жизни. Поэтому прикладываем к понятным вещам: пусть спасает от болезней, голода и нищеты.
Но давайте хотя бы постепенно приближаться к более полноценному пониманию.
Болезнь – это дисфункция какого-то органа тела, части тела. Если это дисфункция души, то говорят о психических болезнях. Выздоровление – устранение дисфункции. Орган заработал более-менее исправно: можно бегать и прыгать, можно дышать полной грудью, можно не корчиться от боли.
Спасение – это возвращение душе полноценной жизни. Мы ее никогда не имели, но говорим «возвращение», потому что душа создана для полноценной жизни. А вместо этого мы ее всю жизнь томим вымышленными образами, придумками больного воображения, призраками страстных желаний. В Индии так и говорят: сон разума, майя. Мы спим и во сне пыжимся произвести что-то значимое. А когда иллюзия рассеивается – ничего нет, кроме усталости и разочарования. Иногда, правда, сон бывает очень приятный, но тем острее потом разочарование: ничего от приятности не осталось, даже и не помнишь, что было приятно-то? Иногда понимаешь, что и вся жизнь такая же: гнался, гнался, схватил, глянь – а схватил воздух и обнимаешь разочарование. И уже нет сил, чтобы броситься в новую погоню – но опять бросаешься: в новую погоню за новой иллюзией, потому что ведь «такова жизнь»! Под лежачий камень вода не течет! Но тот, кто бегает во сне – никуда не прибегает.
Иисус говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Тут одно из двух: или Он называл жизнью то же самое, что и мы, или – что-то другое.
Если жизнь – это работа в поте лица 16, 12 часов в день – ради выживания (как нередко и было в исторические времена), то Он пришел добавить еще часа четыре к борьбе за выживание? Чушь.
Если жизнь – это бары и ночные клубы после 8-часового зарабатывания денег на их посещение, то Он пришел научить нас как поменьше работать и побольше зарабатывать, а еще можно такие клубы пооткрывать, что вашим предкам и в голову бы не пришло – прогресс в лучшем виде! – Бред!
Если жизнь – это международные круизы после выхода на пенсию, которую заработал честным трудом, то Он, очевидно, пришел, чтобы уменьшить пенсионный возраст и увеличить пенсии…
Или Он, говоря «жизнь», имел в виду что-то другое, и тогда Христос пришел спасти от обманной жизни. Есть ли шанс понять это простому человеку, у которого «третий глаз» – духовный – еще не открылся? Мало, но кое-что доступно. Давайте попробуем.
Он говорит: «ВЕРЬ – и спасена будет»; «ВЕРА твоя спасла тебя». Он указывает путь ко спасению так, что его может нащупать и попробовать любой человек, потому что верующие – все, это неотъемлемое свойство души человека. Мы же верим в лотерею; в чудесные лекарства от всех болезней; что не умрем, если не будем думать о смерти; что мир крутится вокруг нас; что государство нам что-то должно постоянно, а мы вот ему – наоборот… Это ведь тоже вера, и очевидно – не та, про которую Он говорит. Значит, вера есть, а объект ее – неправильный. Надо поправить объект. Не факт, что в другие объекты будет верить проще, но есть надежда, что – полезнее. Во что Он предлагает поверить? – Можно по-разному об этом говорить, и я буду по-разному об этом говорить, а сегодня выберу такой вариант:
Вот ты совершаешь поступок для себя любимого. А бывает, что совершаешь поступок для другого, чаще – тоже любимого (тобой) человека, реже – для незнакомого или даже нелюбимого. Сравни их вот по какому параметру: какой поступок требует от тебя, чтобы ты проснулся по-максимуму, а какой – чтобы ты усыпил себя по-максимуму? После какого ты бываешь живым душой, а после какого – душой очерствел и огрубел? Если сможешь пойти дальше, то попробуй ответить себе: почему поступок «для другого» не принес тебе радости, или принес ее меньше – где причина зарыта?
Вот ты совершаешь поступок, исходя из своих умных и правильных мыслей; а вот ты совершаешь поступок, опираясь на чужие умные мысли; а вот ты совершаешь поступок с опорой на слово Божие – какой из них требует от тебя быть более живым душой, а какой позволяет действовать, не просыпаясь?
Вот ты совершаешь поступок ради удовольствия тела, а вот – ради душевной потребности, а вот – побуждаемый сочувствием, состраданием или жалостью к другому человеку: в каком случае твоя душа – капризный и жадный ребенок, в каком – инструмент, а в каком – главный актор в действии? Если можешь пойти дальше, попробуй понять: в каком случае, чтобы сделать дело, ей надо опереться на дух, иметь с ним крепкую связь?
Я предлагаю вещи, вполне проверяемые. Этот эксперимент каждый может поставить над собой, если кто-то еще его не ставил. Скажу еще: ответ может даже быть очевидным сразу, но этот ответ ничего не стоит, если не подкреплен опытом, а получен только теоретически. Опыт – это сделанное дело и осмысленный его результат. Вера, которая не опирается на опыт – пустая мечтательность. Вера, которая не ищет подтверждения опытом – всего лишь мыльный пузырь.
Вера, к которой нас зовет Бог, – это усилие души. Его трудно описать, поэтому снова воспользуюсь аналогией.
Во сне бывает, что ты вспоминаешь, что спишь, и тогда пытаешься проявить свою волю, чтобы сделать не так, как требует сон, а как требует твоя душа в своей осознающей части. Надеюсь, мой опыт в этом не уникальный, и вы сможете меня понять. Лично меня сон сразу выбрасывает, как только я пытаюсь в нем вести себя сознательно хотя бы отчасти. Сон не терпит моей воли и выпихивает меня из себя. Обычно я сначала расстраиваюсь, что не успел там совершить героическое деяние, но потом вспоминаю: ты хоть гору переверни во сне – в реальности ничего не изменится, так что и жалеть не о чем. А вот тот факт, что я не захотел быть ему послушной игрушкой, и проявил волю мою, а не предписанную им – я нахожу позитивным.
То, что мы с вами называем жизнью, по большей части – сон разума, сон совести, сон духа. Надо совершать усилие против той видимости воли, которую навязывает нам этот мир, и – проявить свою волю, вооруженную разумом, совестью и духом. При этом мне лично очевидно, что этих вещей сильно не достает, и потому потребна вера, которая способна дотянуться до Бога и восполнить недостающее с Его помощью. Если делать такое усилие воли, то будешь просыпаться с каждым таким усилием – снова и снова, и однажды проснешься окончательно, и обнаружишь, что та жизнь, о которой говорит Христос – единственная реальная.
«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанн 10: 10).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: