Во вторник 19 августа Православная Церковь отметила великий двунадесятый праздник Преображение Господне. По свидетельству Евангелий (Мф. 17, 1-6; Мк. 9, 1-8; Лк. 9, 28-36) в этот день Спаситель взял с Собой Своих ближайших учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна – на гору Фавор, где во время молитвы преобразился перед ними во всей Своей Божественной славе. При этом также присутствовали пророки Илия и Моисей, с которыми Господь разговаривал о Своих будущих страданиях. В Преображении Господь явил людям не только Свою Божественную славу, но и показал им прообраз их собственного будущего преображения после всеобщего воскресения из мертвых. Праздник Преображения стал отмечаться достаточно рано — в IV веке. Изначально он отмечался только в Святой Земле, однако с V века получил широкое распространение по всему христианскому Востоку. В народной традиции этот праздник также называют Яблочным Спасом, так как в этот день в храмах освящают яблоки нового урожая.

В Братске главным местом празднования Преображения Господня стал храм в пос. Гидростроитель, названный в честь этого события. Здесь состоялась архиерейская служба, на которую съехались прихожане из других православных приходов города. Поздравляя собравшихся с престольным праздником, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан отметил, что Свято-Преображенский приход можно назвать одним из самых дружных в городе, члены которого “горячо любят свой храм, следят за его благоукрашением и тесно между собой сотрудничают на ниве Христовой”. 

– Это видно по вашим детям, по вашим делам, по вашему общему настроению, – сказал епископ Максимилиан. – Очень важно, что в этот день много причастников: почти все приходящие в храм причащаются. На горе Фаворской Господь преобразился пред своими учениками, и они, видя эту славу Христа, Преобразившегося, Находящегося в нетварном свете, не захотели уходить, а захотели находиться там постоянно вместе со своим Господом. Также, наверное, чувствует себя человек, который пришел, приготовившись ко Причастию, и причастившийся. После, выходя во двор, он думает: «А зачем мне отсюда уходить? Сейчас мне так хорошо! Такой мир на душе и мир в сердце! Так хорошо мне здесь быть с Господом!». Но, уходя домой, к своим повседневным мирским занятиям, мы постепенно теряем и благодать, и разумение о Христе, и желание быть рядом с Ним.

– Человек должен приходить в церковь с единственным огромным желанием – соединиться со Христом; стать обладателем той благодати, что несет нам Церковь через Таинство Причастия Тела и Крови Христа, – продолжил Владыка. – Поэтому я и предлагаю вам, как и апостолам на горе Фаворской, постоянно пребывать в радости от Преобразившегося Господа, от Воскресшего Господа, чтобы наша жизнь была постоянно осмысленна, и прежде всего чтобы мы осознавали великое: что мы со Христом едины и созданы быть рядом с Ним. Но не в греховном образе, а в образе святом, в образе просветленном, в образе облагодатствованном. И к этому нужно прилагать некоторые усилия. Ведь нести крест Христов легко. Говорят, что сложно решиться его на себя взять. А если решиться причащаться чаще, быть готовым всегда воочию встретиться со Христом – вдруг этот наш день будет последним в нашей жизни? – то все будет легко. Такие мысли нужно чаще принимать в свое сердце и в свой ум. Тогда мы, действительно, сможем радоваться той Фаворской радостью: «Хорошо нам с Тобою здесь быти, Господи!».

О важности Причастия говорили в этот день и другие священнослужители. Отец Иоанн Афонин, возглавивший службу в кафедральном соборе, в праздничной проповеди напомнил о событиях, происходивших в Чехии в XV веке. 

– Там началась война и люди воевали за то, чтобы быть с Богом. У них на флагах была чаша, та самая чаша, которую каждую литургию сегодня нам выносит священник. Дело в том, что в Чехии тогда кровью Христа причащались только священники, а простых людей причащали только хлебом, – рассказал отец Иоанн. – И вот люди воевали за то, чтобы причащаться, как священники. Они настолько прониклись желанием быть с Богом, что даже одну из своих гор назвали Фавор, а себя фаворитами соответственно (по-чешски это звучало «табариты») и жили там своей общиной и долгое время сопротивлялись такому духовному насилию.

– Мы же с вами уникальную возможность причащаться каждый день, – подчеркнул священник. – Нам не надо за это кровь проливать, не надо с оружием в руках добиваться. Мы имеем Священное Писание на родном языке c IX века, а, к примеру, немцы узнали Священное Писание только в XVI веке. Надо понимать, что раз нам Господь дает такую возможность, надо ею пользоваться. Нельзя этот дар отвергать. Сегодня в Евангелие мы читали о том, как Христос взял с собой на гору Фавор только трех учеников. Это напоминание нам о том, что не каждый может увидеть славу Господню и не каждый может понять, что такое быть с Богом рядом.

По традиции по окончанию праздничной литургии в храмах были освящены яблоки и другие плоды нового урожая. В Правобережной части города кроме того состоялся крестный ход. Он завершился на месте возведения нового храма. Он строится в Гидростроителе с 2000 года и лишь недавно работы вышли выше уровня цоколя, но вновь приостановились из-за отсутствия финансирования.

– Невозможно воскреснуть, не претерпев прежде страданий. Так же и наш храм идет к своему Воскресению и Вознесению через скорби: начавшись, строительство прекратилось, и мы все молимся, чтобы оно продолжилось дальше, – сказал епископ Максимилиан по окончанию крестного хода. – Думаю, что это временное страдание укрепит будущую славу, потому что ничто, легко дающееся, не ценится. Но когда мы в течение долгих лет молитвами и трудами вынашиваем это чадо, этот плод, мы потом его ценим больше всего на свете. Так пусть же это время, отведенное нам Богом для такого томительного ожидания, по милости Божией сократится для нас, немощных, и поскорее дело сдвинется с мертвой точки, появится здесь башенный кран и начнут укладываться новые ряды кирпичей. Не первый день и не в первый раз мы идем здесь с вами крестным ходом. Думаю, Господь, видя наше желание, поможет нам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.