В завершении первой седмицы Великого поста епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан посетил Усть-Илимское благочиние. В усть-илимском храме Всех святых, в земле Российской просиявших, 6 марта Владыка читал канон прп. Андрея Критского. А следующим утром здесь же в сослужении благочинного Усть-Илимского района протоиерея Александра Белого-Круглякова, секретаря епархиального управления протоиерея Андрея Чеснокова и клириков благочиния отслужил Литургию Преждеосвященных даров.

Епископ Максимилиан поздравил священнослужителей и прихожан с окончанием первой недели Великого поста. «Ею задается тон и настроение, – отметил Владыка. – Часто бывает: как проведешь первую седмицу, так и весь пост сложится. Если потрудился, если сумел выполнить все обещанное себе и Богу в эту первую седмицу, то и Великий пост весь целиком пройдет благополучно и благоплодно».

В своей проповеди епископ напомнил житие преподобной Марии, молитвы к которой возносятся в читаемом в эти дни каноне Андрея Критского. «Преподобная Мария явила нам подвиг покаяния, – сказал он. – Если мы приносим в жертву Богу сорок дней – Великий пост – как десятую часть года, то преподобная Мария ушла в пустыню и провела там половину жизни. Для должного подвига нужно уединение. Не каждый из нас может уйти в пустыню, не у каждого из нас есть эта пустыня. Но нужно желать этого уединения. Нужно уходить во внутреннюю свою клеть и пытаться разобраться, чем же наполнена наша душа? Рассмотреть ее со всех сторон. А что же в нашей душе находится? Часто люди думают, что там у нас все в порядке. Во всяком случае, в основном. Ну да, есть кое-что плохое. Но все наши добрые мысли о себе политы соусом тщеславия. Иногда мы думаем, что мы все-таки не плохи, никак не хуже окружающих людей. На самом деле нужно относиться к себе строже».

Владыка подчеркнул, что рассмотрение своей души является главным деланием Великого поста. «Ведь чтобы действительно совершился переворот в нашей жизни к лучшему, нужно извлечь из нашей души все ненужное и наполнить ее полезным, – сказал епископ Максимилиан. – Извлечь все греховное, все ненужное на рассмотрение. Если нам это рассмотрение не понравится – обратно этого не погружать. Вот делание Великого поста – в уединении рассмотреть свою душу. И молитвой и подвигом это возможно».

«Желая провести Великий пост богоугодно, нужно прилагать некие усилия, чтобы этот труд был возможен. Для этого мы уходим от суеты, от излишнего общения, от многозаболтивости. И только тогда, в этой тишине, возможно покаяние, изменение своей жизни как плод Великого поста», – сказал Владыка.

После богослужения епископ Максимилиан совершил освящения колива. Этот обычай появился в память о гонениях на христиан императора Юлиана Отступника. Правивший в IV веке в Константинополе император распорядился окропить идоложертвенной кровью все съестное на городских рынках, чтобы люто ненавидимые им христиане просто поумирали от голода, поскольку есть такую пищу, автоматически становившуюся языческой жертвой, наверняка не стали бы. Выход подсказал Феодор Тирон: поскольку повеление императора не распространялось на домашние запасы пшеницы и меда, он повелел смешать вареную пшеницу с медом и есть во славу Божию, не предавая христианскую веру. Ежегодно в первую пятницу Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров читается канон св. великомученику Феодору Тирону, потом на середину храма выносится коливо – смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет и раздает верующим. Зерна колива символизируют будущее Воскресение, мед или сахар блаженство будущей жизни.

«Сейчас мы с вами молились преподобному великомученику Федору Трону и всем мученикам, отдавшим жизнь за Господа, которые не могли смешать в своей жизни служение Богу и служение идолам, – обратился к прихожанам епископ Максимилиан. – Как вы знаете, святые воины чаще всего были казнены за то, что отказывались приносить жертву императору как божеству. Культ такой был распространен в те времена. Нужно было совершить формальное признание, формальное действие – принести жертвы императору как богу. И воины-христиане этого не делали даже под страхом смерти. Не могли они смешать веру Христову и веру идолам».

«Невозможно одной душе сразу иметь и доброе, и злое, – заключил Владыка. – Не может быть в одном источнике и горькой воды, и сладкой одновременно. И наша жертва должна быть чиста. Примеры святых отцов должны жить в нас явственно».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.