Во второй части статьи будет рассмотрен период с 1830 по 1838 годы. За этот период сменилось четыре епископа.

Епископ Вениамин (Багрянский) родился в семье сельского священника. Обучался в Славяно-греко-латинской академии. Затем обучался в Лейденском университете Нидерландов. В 1776 году  принял монашеский постриг и был назначен префектом Новгородской духовной семинарии.

С 1788 года являлся архимандритом Свияжского монастыря. 9 декабря 1789 года был хиротонисан в епископа Иркутского. В своей деятельности на Иркутской епархии уделял особое внимание миссионерству. С разрешения Священного Синода единолично хиротонисал в епископа Кадьякского Иоасафа (Болотова), викария Иркутской епархии. Занимался сбором информации о чудесах Иннокентия  (Кульчицкого), содействовал его прославлению.

В 1798 году был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

Удивительна был смерть епископа Вениамина. Почувствовав ухудшение здоровья, он исповедовался, причастился, пособоровался. Затем сел в кресло, позвал к себе членов консистории, закончил все недоделанные дела, всех священнослужителей, состоящих под запретом, простил, после этого закрыл глаза и уснул. Сначала никто не посмел нарушить покой владыки, но когда подошли к нему, он уже оказался мертв. Это произошло 4 ноября 1814 года.

Архиепископ Михаил (Бурдуков). Родился в Тобольске, где закончил духовную семинарию. С 1799 года архимандрит Знаменского Тобольского монастыря. 27 августа 1814 года назначен епископом Иркутским и Нерчинским. Хиротонисан в Успенском соборе города Москвы.

Совершил ряд длительных поездок по Иркутской епархии: с 15 мая по 23 августа 1815 года совершил поездку в Якутск и обратно, а с 19 по 24 февраля 1816 года посетил Кяхту. За свои заслуги был награжден орденом Святой Анны 1- й степени.

С 1816 года стал именоваться Иркутским, Нерчинским и Якутским. 22 августа 1826 года был возведен в сан архиепископа (первый из Иркутских архиереев).

Преосвященный Михаил был человек хорошо образованный, отличавшийся ревностью к просвещению язычников светом евангельским и присоединению раскольников к Православию. Им правильно было организовано миссионерское дело (в Забайкалье и на Алеутских островах). Он часто совершал поездки по епархии, добирался до самых отдаленных районов. Жители любили своего архипастыря. В Иркутске существовал благочестивый обычай: в престольный праздник кто-либо из зажиточных людей города приглашал архипастыря на обед.

Занимаясь в основном церковными делами, архиепископ Михаил вынужден был принять участие и в политической жизни: он обратился к министру духовных дел, резко обличая губернатора И.Н. Трескина. Несомненно, его письмо оказалось одним из веских аргументов посылки в Сибирь Сперанского для проведения ревизии администрации. Вот что писал о роли Иркутского епископа сибирский историк В. И. Вагин: «Наконец возвысил свой голос и кроткий иркутский архипастырь. Об епископе Михаиле Бурдукове все, знавшие его, еще и поныне отзываются с величайшим уважением. Он был глубоко возмущен угнетением и страданиями своей паствы».

Святитель стремился к жизни духовной и вел постоянную переписку с великим старцем Зосимой (Верховским).

Скончался архипастырь 5 июня 1830 года. Похоронен в Богоявленском соборе города Иркутска. Интересно, но архиепископ Михаил завещал похоронить себя на паперти храма, чтоб «все попирали грешный прах» его.

После смерти архиепископа Михаила на Иркутскую епархию 26 июля 1830 года был назначен архиепископ Пензенский и Саранский Ириней (Несторович). Пробыл в епархии меньше года.  28 июня 1831 года отстранен от управления Иркутской епархией и направлен в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. Скорее всего, был запрещен в священнослужении (причина не известна), так как известно, что с 1836 года ему было разрешено совершать Богослужения. В 1848 году получил в управление Толгский монастырь, где и скончался в 1864 году.

Архиепископ Ириней — горячий сторонник независимости Церкви от гражданской власти, но борьба с представителями этой власти окончилась не в его пользу. За сухими строками его короткого послужного списка кроется трагедия человеческой души, человека ревностного и горячего, пытавшегося за славу и авторитет Церкви повести борьбу сразу на два фронта: против власть имущих, злоупотреблявших своим положением, и против распущенности подчиненного ему духовенства — и смятого в этой борьбе.

Следующим архипастырем Иркутским стал святитель Мелетий (Леонтович), прославленный в лике святых  21 февраля 1978 года.

Родился в 1784 году в Полтавской губернии. Там же окончил приходское училище. В 1808 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию, в 1814 году Санкт-Петербургскую духовную академию.

11 февраля 1820 года был пострижен в монашество. В свое время был ректором Могилевской, а затем Псковской духовной семинарии.

21 ноября 1826 года хиротонисан в епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Через два года был назначен епископом Пермским, а в августе 1831 года был переведен на Иркутскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Особо занимался проповеднической и миссионерской деятельностью. Пробыл на кафедре до 22 июня 1835 года.

Последние годы жизни был архиепископом Харьковским, где и скончался 29 февраля 1839 года.

В 1875 году после пожара в Покровской церкви города Харькова, где был погребен  архиепископ Мелетий, его тело оказалось не тронуто огнем. В 1948 году его мощи были перенесены в Благовещенский собор города Харькова, где и пребывают по сей день.

Как уже было сказано выше, канонизация архиепископа Мелетия произошла в 1978 году. Чтобы не раздражать власти, канонизацию архиепископа Мелетия, в отличие от канонизации митрополита Иннокентия, совершили почти незаметно: «Журнал Московской Патриархии» сообщил только о благословении патриархом и Синодом Русской православной церкви акафиста святителю Мелетию, а год спустя после канонизации появилась краткая заметка об этом событии. Еще позднее была опубликована статья о годовщине канонизации Мелетия.

Епископ Иннокентий (Александров). Родился в 1793 году в семье кафедрального протоиерея Астраханского собора. Окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии. В 1820 году  пострижен в монашество  и назначен инспектором Новгородской семинарии.

В 1832 году  хиротонисан в епископа Слободского-Украинского и Харьковского.

22 июля 1835 года переведен в Иркутск, где содействовал миссионерским трудам протоиерея Вениаминова, будущего митрополита Московского.

23 апреля 1838 года  переведен в Екатеринославскую епархию. Скончался 3 апреля 1869 года.

Преосвященный был добрейший человек, простой, общедоступный, предупредительный, внимательный и снисходительный к людским слабостям.

Следующие главы исследования будут посвящены деятельности Иркутских архиереев с 1838 года  по 2019 год.

журнал «Врата» №1 (20)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.