25 февраля  – день Иверской иконы Божией Матери. В селе Покосное Братского района расположен храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Об истории создания храма и его настоятеле, протоиерее Петре Борновалове в одном из своих номеров рассказал епархиальный журнал «Врата»:

«Отец Петр Борновалов, с которым мы сегодня беседуем, был назначен настоятелем прихода в честь Иверской иконы Божией Матери в село Покосное в сентябре 1996 года. Тогда и храма не было, его ещё только собирались строить. И построили. И начали служить. Но это было потом. А сначала…

 О своей жизни и о своём выборе о. Петр рассказывает неспешно и так убедительно, что сразу же вольно или невольно проникаешься уважением к этому человеку и нисколько не сомневаешься – ничего в его жизни не было случайно или просто так…

– Как вы пришли к вере?

– К вере я пришел, прочитав Евангелие в 1994 году. В то время много заезжих миссионеров путешествовало по нашей стране. Жизнь кипела, перестройка была в полном разгаре. Как-то на Автостанции мы с братом Алексеем (он теперь игумен Арсений, служит в Зачатьевском монастыре в  Москве) увидели группу молодых ребят, куда-то приглашающих и что-то раздающих. Картина привычная для 90-х годов. Как оказалось потом, это были евангелисты из Германии. Но тогда мы подумали, что это просто русские христиане. Нас пригласили в ДК «Металлург». Мероприятие, на которое мы попали, нам не очень понравилось, но в перерыве в фойе продавали «Новые Заветы». И мы с братом купили. И вот когда я стал читать эту книгу, я сразу поверил каждому ее слову. Я пережил некоторое потрясение. Простые слова Иисуса Христа были откровением. И я, даже, наверное ,мистически, почувствовал, что здесь Истина. Это было лето 1994-го.

– Вы сразу стали ходить в храм?

– К тому времени я даже не знал, что в Братске уже построен православный храм. Когда мне мой знакомый Алексей Харченко об этом рассказал, я очень удивился. А он уже принял крещение и регулярно посещал службы. Я же, будучи некрещеным, пока только начинал молиться дома, вырезав иллюстрации икон из журнала и наклеив их на фанеру.

Крещение я принял в первое воскресение декабря 1994-го. И как узнал потом, это было 4 декабря, праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Это было и мое введение. А мой день ангела, память благоверного князя Ярополка во святом крещении Петра, выпадает на 5 декабря. Вот так Господь все устраивает! Приняв крещение, я стал регулярно посещать воскресные литургии. Помню, как тяжело было выстаивать всю службу. Приходил домой и буквально валился с ног от усталости.

Но было все очень интересно. Я взахлеб читал жития святых. Одними из первых это были книги об Амвросии Оптинском, Серафиме Саровском. Перечитал всего С. Нилуса. «Охотился» за дефицитным пятитомником «Добротолюбия».

Кроме того, стал посещать воскресную школу, записался в церковную библиотеку. Купил Энциклопедию православной кухни и вместе с братом стал осваивать различные рецепты постной и скоромной пищи. Я открывал для себя новый мир. Мир православия.

– Как случилось, что вы стали священником?

– Меня крестил и затем духовно окормлял настоятель Храма Всех Русских святых протоиерей Андрей Огородников. Для меня очень важно было встретить такого священника. Неравнодушного, всего себя отдающего Церкви. Ни о каком священстве я, конечно же, и не мечтал. Просто стал помогать при храме, чем мог: в столярке, в гараже, ездил садить картошку. Потом о. Андрей благословил читать и петь на клиросе, затем – пономарить в алтаре. Всего-то прошло полтора года с моего крещения, а жизнь очень сильно изменилась.

17 июля, в день памяти страстотерпца царя Николая и его семьи и преподобного Андрея Рублева, о. Андрей венчал мой брак с Оксаной Толстенко, дочерью священника о. Василия из Тайшета. А 4  августа епископом Иркутским и Ангарским Вадимом я был рукоположен во диакона в Знаменском соборе г. Иркутска. 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, епископ Вадим совершил мою иерейскую хиротонию. Я стал священником.

Время служения в кафедральном соборе навсегда останется в моей памяти. Мне посчастливилось постигать азы священства под руководством протодиакона Иоанна Дидык (†2004 г.) Отец Иоанн – поистине легендарная личность. Он служил в Иркутске с 1961 года. И нес в себе дух еще той Русской Православной Церкви, гонимой, но несгибаемой. Помню как он подарил мне закладку в мой карманный служебник, видя, что у меня ее нет и я путаю ектеньи. Вроде, мелочь, но именно из таких «мелочей» на самом деле и состоит Любовь к ближним.

– Как оказались в Покосном, ведь вы житель города Братска?

– Еще только, когда я готовился к принятию сана, я уже знал, что буду направлен в село Покосное. До священства я несколько раз с о. Андреем Огородниковым ездил в Покосное. Отец Андрей совершал таинство Крещения в клубе, встречался с главой администрации Леонидом Ивановичем Дуловым и директором Бадинского леспромхоза Константином Александровичем Кузнецовым. Решался вопрос о строительстве храма, выбиралось место.

Интересно, что сначала хотели строить храм в поселке Кобь. Там подвизалась Елена Станиславовна Шабуневич. Но К.А. Кузнецов, директор леспромхоза, расположенного в Покосном, сказал, что неправильно строить первый храм в районе в поселке с населением менее 500 человек. А в Покосном – 3500. И пообещал выделить весь стройматериал на строительство храма.

Свое обещание он с честью выполнил, построив и храм, и дом для священника. А также подарил пять колоколов и снабдил храм всей необходимой для богослужения церковной утварью. К слову сказать, пос. Кобь не остался без храма. И Елена Станиславовна исполнила свою мечту: построила каменный храм-часовню в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Итак, в конце сентября 1996 г. епископом Иркутским и Ангарским Вадимом я был назначен настоятелем прихода в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Покосное. Меня часто спрашивают, как выбиралось название для нашего прихода. Все очень просто и прозаично. Во вторник светлой седмицы у о. Андрея родился сын. А в этот день установлено переходящее празднование Иверской иконы Божией Матери. Может, кто-то скажет, что это слишком личный фактор. Пусть. Все случается по воле Божией – и личное, и общественное.

Когда 23 сентября 1996 г. Владыка Вадим подписывал указ о моем назначении, то высказал пожелание – как можно скорее начать служить Божественную Литургию в приготовленном помещении. «Но у меня нет антиминса» – возразил я. Тогда владыка встал из-за своего стола, на минуту скрылся и принес мне антиминс, тут же прямо на столе подписал и вручил его мне.

С каким же благоговением и страхом я принял этот небольшой матерчатый плат со вшитыми в него мощами святых, без которого невозможно совершение главного богослужения нашей церкви – Литургии. Вез антиминс в поезде буквально на своей груди.

– Вы сразу переехали жить в Покосное?

– Сначала я ездил в Покосное из Братска два-три раза в неделю. Это примерно 90 км. в одну сторону. Потом я понял, что так храм не построишь, приход не организуешь. Стали искать помещение. И просто сняли трехкомнатную квартиру в доме. Две комнаты соединили вместе, сделали иконостас из ДВП, отделили алтарь, поставили престол и жертвенник, наклеили бумажные иконы, а в третьей комнате поселились мы с матушкой. И вот уже 26 октября 1996 г. мы с о. Андреем Огородниковым отслужили первую Божественную Литургию.

Хочется отдельно сказать о той помощи которую оказал нам Приход Всех Русских Святых г. Братска и лично настоятель о. Андрей Огородников. Без этой помощи невозможно было бы ни храм построить, ни богослужебную жизнь наладить. Отец Андрей подарил нам церковную утварь для служения: облачение для священника, сосуды, семисвечник, подсвечник, лампады, богослужебные книги, свечи, иконы и многое другое. Помогал и словом, и делом. Да еще целых два года платил мне зарплату и оплачивал бригаду рабочих, которые начали строить храм. Мне как молодому, не опытному священнику, очень необходима была эта духовная и материальная поддержка. Спаси его, Господи! Так начались регулярные богослужения в с. Покосное.

– Вы городской житель, трудно было привыкать к деревенским будням?

– Все было непривычно. Топить печку, колоть дрова, носить воду, чистить снег. Но мы с матушкой не унывали. По-мирскому это называется романтика. Вот такими романтиками мы и были. Необходимо обязательно сказать о моей супруге. Господь послал мне замечательную спутницу жизни. Дочь о. Василия, настоятеля храма апостолов Петра и Павла, матушка Ксения действительно всюду сопровождает меня. Она – регент церковного хора. А для священника клиросное пение  – одна из самых больших проблем в проведении богослужения. У меня мой клирос всегда под рукой. Сегодня не только матушка, но и две моих старших дочери поют у нас в храме. Супруга для священника больше чем жена. Святые отцы даже называют ее диаконом в домашней церкви – семье. А их дети – прихожане этой малой церкви. У нас таких прихожан – девять. Шесть сыновей и три дочери. Елизавета, Прохор, Павел, Ксения, Иван, Иван, Василий, Наталия и совсем недавно родившийся Николай. Стоит ли говорить, что мы самые счастливые родители на свете!

И снова о клиросе. Певчие в храме – это одни из самых стойких христиан. Они должны быть на каждом богослужении. Им «нельзя» болеть. Священник без певчих не может служить. Поэтому хочется поблагодарить певчих нашего храма Нину Дмитриевну Козловскую  и Галину Дмитриевну Артеменко, которые с самого начала и по ныне несут это непростое церковное послушание, за их веру, труд, терпение, и самоотверженность. Вообще, один священник в поле не воин. Очень важно чтобы прихожане помогали священнику. Зажечь лампады перед службой, поправить свечи, принять требы, поддерживать чистоту в храме и на территории вокруг него – все это ложится на плечи прихожан. Слава Богу, у меня есть такие активные и неравнодушные: Раиса Сергеевна Ершова,  Валентина Андреевна Гарбузова,  Светлана Дмитриевна Небользина.

– Долго ли шло строительство храма?

– Храм строили почти четыре года. Много это или мало? Мне тогда казалось – очень много. Когда был стройматериал, строительство шло быстро. Когда его не было, томительные паузы затягивались на несколько месяцев. Но эти паузы были наполнены богослужением. В Покосном служил каждое воскресенье и большие праздники, ездил по поселкам. Сначала в Тангуй и Ключи-булак. Затем добавились Прибрежный, Илир, Кобь, Худобок, Леоново, Добчур, Тэмь и др. Везде служил молебны, проводил огласительные беседы, крестил, исповедовал, причащал запасными дарами, совершал все необходимые требы. Во многих этих поселках постепенно складывались церковные общины. И теперь построены или строятся храмы.

К концу 1999 г. храм, в основном, был построен. Приближался 2000-й год. Это было очень волнительно! Не каждому поколению выпадает жить в двух столетиях. 2000-й год от Рождества Христова! Красиво, чудесно! К тому времени я уже три с половиной года служил в Покосном Литургию. И все время – в приспособленном помещении, в доме, где я жил. Подрастали двое ребятишек. Я очень соскучился по служению в настоящем храме в большом алтаре. И поэтому мое желание служить праздник 2000-летия Рождества Христова в новом храме было очень сильное. Стояли лютые сорокоградусные морозы. 31 декабря мы на свой страх и риск запустили систему отопления. Бригадир даже сказал, что мы сумасшедшие, и ушел домой. С двумя оставшимися рабочими мы разогрели воду в большой емкости, разведя под ней костер. А насос «Ручеек» быстро и благополучно заполнил водой все наши батареи в храме. Включили электрический котел – бойлер, и в храме стало сразу тепло. Это тепло я помню до сих пор. Как в хорошо протопленном деревенском доме.

5 января вечером было отслужено Всенощное бдение в еще неосвященном храме. Так полагается по Уставу. Служили, как всегда, с о. Андреем. Он приехал из города на своем знаменитом УАЗике. В то время о. Андрей считал, что священник должен быть во всем, как солдат или, вернее, как офицер: ходить в хромовых сапогах, овчинном полушубке и ездить на УАЗике. И вот 6 января, утром, строго сверяясь с Большим Требником, мы освятили Храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Освящали по благословению владыки Вадима. Сразу после освящения служили первую Божественную Литургию! Свершилось! И пусть прямо в храме лежали штабеля досок, а на иконостасе было всего три иконы, мы были счастливы! В ночь 7 января мы уже совершали праздничное богослужение Рождества Христова. Конечно, еще много предстояло сделать в храме. Но самое главное – в нём уже совершались регулярные богослужения. И больше нам не нужно было ютится в маленьком помещении жилого дома.

– Вы сказали, что освящали храм сами по благословению архиерея. А Владыка Вадим бывал в вашем храме до или после освящения?

– Конечно, три или четыре раза. Владыка Вадим всегда, когда ездил по северу Иркутской епархии, заезжал к нам в храм. Был еще, когда только начали возводить стены храма. Помню, было лето, после дождя. Владыка приехал на черном мерседесе в начищенных туфлях и желая осмотреть стройку, взобрался на леса. А когда надо было спускаться по крутому парапету, не удержался за перила и, чтобы не упасть, быстро побежал по парапету вниз. У всех перехватило дыхание, но владыка благополучно сбежал вниз – «приземлился». Владыка обязательно спрашивал, как я живу, трудно ли мне в селе, не желаю ли я служить в городе. На последнее я  отвечал неизменным отказом. Это было искренне с моей стороны. Я считал и считаю, что мое место, по крайней мере, сейчас, здесь в Покосном.

– Кто были ваши родители, они были верующими?

 

Мой отец, Василий Петрович Борновалов (†2004 г.), педагог по образованию. Был в свое время директором Турменской, затем Ново-Долоновской школ. А в 1976 году стал директором Детской технической школы Братского алюминиевого завода, которую придумал и организовал он сам. Уверен, многие жители Братска, поколения 80-х, занимались в кружках этой школы. Картинг, авто-дело, фото, кино, начальное моделирование, керамика, переплетное дело, дельтапланеризм, столярный кружок – и многие другие. В две смены занимались дети в трех зданиях города. И все совершенно бесплатно. Одно из очень важных достижений СССР! Все кружки были на очень высоком уровне. Устраивались выставки, показательные выступления, соревнования. Знаю это не понаслышке, потому что сам проработал в ДТШ БрАЗа три года тренером по картингу.

Моя мама, Светлана Владимировна, учитель математики. Сама, едва закончив среднюю школу в г. Гродно в Беларуси, приехала в Сибирь по большой любви к моему отцу. Стала работать в школе, заочно получая образование. Проработала во многих школах Братского района и г. Братска. Даже была первой учительницей в Братской Православной Гимназии, затем преподавала математику там же.

У нас была не религиозная семья. Про Бога никто не говорил. Но в 90-е годы все мы постепенно, каждый в свое время, пришли к вере и стали ходить в храм. Потом я уже узнал, что родители моего отца были глубоко верующими людьми. Молились Богу и, несмотря на советский режим, смогли передать начатки веры своим детям. Я чувствую молитвенную поддержку дедушки Пети и бабушки Дуни. И сам молюсь за них на каждой Божественной Литургии.

– Вы сказали, что работали тренером по картингу? Что это такое?

– Картинг – спортивный микроавтомобиль. Объем двигателя 50 или 125 куб. см. Мы использовали двигатели от мопеда и мотоцикла «Минск», конечно, предварительно форсировав их. Картинг в начале 80-х набирал популярность в стране. А в нашем городе было до 10-ти команд. Это была прекрасная возможность детям, начиная с девятилетнего возраста, принимать участие в автомобильных гонках. Около Братской ГЭС была построена настоящая гоночная трасса – картодром «Ангара», до сих пор остающийся лучшим в Сибири и Дальнем Востоке. Первый раз я сел за руль картинга, когда мне было 14 лет. Не сказать что я был отличным гонщиком, но в дальнейшем нам удалось создать хорошую команду, которая выступала и занимала призовые места на городских, областных и всероссийских соревнованиях. В 1991 году сборная команда  Братска стала чемпионом России. Те навыки которые я приобрел, занимаясь картингом, помогли мне затем в моем священническом служении. По крайней мере, водить и ремонтировать автомобиль, на котором ездил по поселкам, я мог сам.

– Говорят вы до сих пор участвуете в соревнованиях по картингу?

– Да, но очень редко. Обычно раз в году в День России – 12 июня. В этот день на картодроме любой желающий может принять участие в соревнованиях. Я это делаю не столько для себя, хотя и сам с удовольствием катаюсь, а ради своих детей. Это очень хороший навык для будущего вождения автомобиля. Все мои дети умеют ездить на картинге и, выступая в соревнованиях, занимали призовые места. Скажу больше, мы собрали свой собственный картинг. Правда, в настоящее время мы с детьми переключились на мотоциклы. Потому что для картинга необходим ровный асфальт, что в поселке найти трудно. У меня легендарный мотоцикл времен Советского Союза – «JAWA». У сына Павла – настоящий кроссовый мотоцикл «CZ-125». Еще есть старенькие «Минск» и скутер. Мы не покупаем новую технику, она слишком дорогая. Но, приложив некоторые усилия, можно и из бывалого мотоцикла сделать приличный «аппарат».

– Возвратимся к вашему священническому служению. Вы являетесь благочинным Второго Братского округа?

– Да, по благословению епископа Максимилиана, нашего правящего архиерея, в 2012 г. храмы Братского района, расположенные не в г. Братске, выделены в отдельное благочиние. И я несу послушание благочинного.

– В каких поселках уже построены или строятся храмы?

– В Тангуе, Прибрежном, Коби, Озерном построены новые храмы. В Добчуре построена часовня. В поселках Ключи-булак, Большеокинск, Калтук,  – молитвенные дома. В поселках поменьше есть молитвенные комнаты. За каждым городским приходом закреплены поселки  2-го Братского благочиния. Т.е. священники, которые служат в  Братске, являются еще и настоятелями сельских приходов. Строят храмы, регулярно совершают богослужения.  Благочиние большое, занимает территорию всего Братского района. Совсем недавно Вихоревка также вошла в состав 2-го благочиния. Протоиерей Евгений Сумин с 1995 года является бессменным настоятелем храма в честь Николая Чудотворца.

В селах нашего благочиния проживает более 30 тыс.человек. И еще в Вихоревке около 22 тысяч. Самая главная проблема благочиния: нехватка священников, которые могли бы постоянно жить и служить в поселках. Я, конечно, благодарен отцам из Братска, которые успевают и в городе потрудиться, и в поселках послужить, но каждому приходу хочется, чтобы у него был свой батюшка. Наш владыка Максимилиан это очень хорошо понимает и прилагает все усилия чтобы так и было. В настоящее время Ключи-булак ждет своего священника. Готов дом для пастыря и его семьи. Сделан ремонт, завезена мебель. Будем молиться, чтобы села Второго Братского благочиния обрели своих священнослужителей.

– Хотелось задать вам вопрос: «Не скучно ли вам служить вдали от города», но теперь вижу его бессмысленность.

– Конечно, скучать не приходится. Поселков много, семья большая.

– Понимаю что сами вы об этом не скажете, поэтому спрошу, у вас есть   церковные награды?

– Да, Орден преподобного Серафима Саровского 3-й степени.

– За какие заслуги?

– Я сам удивлен. Ну, построил храм в Покосном, Прибрежном. Так все священники строят храмы. И куда больше, чем я. Я знал, что готовится награда для благотворителя, на средства которого построен храм в п. Прибрежный, Алексея Николаевича Терентьева. И когда после освящения храма епископ Максимилиан, помимо Алексея Николаевича, вручил такую же награду и мне, для меня это было полной неожиданностью.

– Ну, в мире Божьем не бывает случайностей. И я знаю точно, по крайней мере, ваши прихожане и прихожане храма Пророка Илии в п. Прибрежный считают эту награду вами заслуженной.

– Я, скорее, воспринимаю ее в качестве оценки общих наших усилий – и моих наставников в священническом деле. и моих верных помощников, и, конечно, в качестве некоего аванса за то. что предстоит еще сделать мне в моем служении.

– Ну что ж пожелаю вашей многочисленной семье здоровья. Вам – ревностного служения Богу и людям. И чтобы вы чувствовали поддержку своих прихожан. Потому что священник, как и любой человек, нуждается в помощи, нуждается в молитве своих прихожан. Он не только должен молиться за других, но о нем тоже надо молиться. Дальнейшего вам благополучия в предстоящих делах».

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.