Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнем Евангелии рассказывается о том, как Господь Иисус Христос пришёл на Иордан и принял крещение от Иоанна, исполнив тем самым Божественную волю. Исполнение этой воли заключалось в том, что, по словам Иоанна Крестителя, который указал на Господа и сказал: «Вот агнец Божий, берущий на себя грех мира» (Ин,1;29), Господь Иисус Христос взял на себя грехи всего человечества. Взяв рукописание грехов наших, он пригвоздил их ко кресту – так образно выражается Святая Церковь. Для нас праздник Крещения Господня прежде всего означает, что Господь берет наши грехи, чтобы их искупить, чтобы всех нас избавить от греховной зависимости, от рабства и насилия диавольского.

В древности праздник Богоявления праздновался в один день с Рождеством Христовым. Явление в мир Спасителя отмечалось как единый праздник: Бог явился в мир как младенец и Бог являет себя в своей Божественной силе. Божественная сила проявилась не в том, что Господь Иисус Христос совершал могущественные чудеса, а в том, что Он их совершал, чтобы человеческую, земную, нелегкую участь облегчить от страданий. Сила Божия заключалась в том, что Он все грехи наши взял, всю глубину человеческого падения восполнил своей милостью, своей любовью, своей благостью. Это было возможно не учителю, потому что множество учителей нравственности приходило и до Иисуса Христа, и после Него. Но никто не брал на себя грехи всего мира. Множество было пророков, которых Сам Господь посылал, чтобы научить человечество, как жить или как призвать к покаянию, но никто из этих пророков не брал на себя грехи всего мира. Тот, Кто мог взять на себя все грехи человеческого мира, мог быть только Господом Богом, пришедшим во плоти. Таковым явил себя Господь Иисус Христос, когда вошёл в воды Иордана и засвидетельствовал Сам своё собственное явление.

Поэтому мы и называем праздник праздником Крещения Господня. Крещение по-славянски значит погружение. То событие, когда Иисус Христос вошел и погрузился в воды Иордана, чтобы принять крещение Иоанново, сопряжено и с явлением Божественным.

Сам Иисус Христос стоит в водах Иорданских и, как написано в Евангелии, был голос с небес: «Сей Сын мой возлюбленный, в Котором моё благоволение» (Мф, 4; 16-17), — это был голос Небесного Отца. И Дух Святой — третье Лицо Святой Троицы – «в виде голубине», как поём мы в церковном песнопении, сходил на Иисуса Христа. Это видели люди, об этом засвидетельствовал Иоанн Креститель, об этом нам известно из  Евангелия. Бог явился и явил не только Самого Себя, Он явил нам свою спасительную благодать.

Мы слышали сегодня слова апостола Павла, который говорит: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех людей» (Тит, 2;11).

Божественная благодать, действительно, спасительна для всех, для каждого человека, но действует она не автоматически, а зависит от того, как каждый из нас откликнется на действие Божественной благодати. Божественная благодать спасает нас, просвещает нас, призывает нас к Богу, но действие это живо, когда мы сами на него откликаемся. В этом отношении это справедливо для всех церковных действий. Для церковных Таинств – спасительно. Во оставление грехов и во исцеление души и тела Таинство Причащения Святых Христовых Таин, когда мы достойно к нему подготавливаемся, когда очищаем душу свою покаянием, когда молитвенно приготовляем свою душу, когда с чистой душою и совестью без злобы, без обиды подходим ко Причащению Святых Христовых Таин, тогда это бывает нам во спасение. Если же мы недостойно причащаемся, если пренебрегаем подготовкой ко Святому Причащению или пренебрежительно относимся к своей жизни, не смотрим на то, как мы относимся к своим ближним и позволяем себе с какой-то обидой, червоточиной в душе подходить ко Святым Тайнам, то это бывает для нас, по словам церковных молитв, – в суд и во осуждение. Апостол Павел также предупреждает христиан: «Не потому ли из вас многие болеют и часто умирают, что едят Тело и Кровь Христовы недостойно»? Не только в отношении Причащения, но и в отношении всех церковных Таинств это правило действует.

Сегодня в храм мы пришли не только Бога прославить, не только помолиться, но и взять святой воды. Все мы знаем, что в день Богоявления совершается великое освящение воды. К этой святой воде мы относимся по-особенному, храним её как особенную святыню. Принимаем её по-особенному, натощак, чтобы освятить свои душу и тело. В этом случае мы должны помнить, что и вода святая нам будет во спасение, во освящение души и тела, во здравие, во освящение наших домов, когда мы с верою, благоговением и страхом Божиим её принимаем. Когда мы относимся к этой святыне как к некой ступеньке, которая делает нас ближе к Богу, как к тому, что нас с Богом может сроднить.

Если же мы будем относиться к святой воде как к чудодейственной и полезной самой по себе, мы никакой пользы не получим. Если кто почерпает себе воду без благоговения, без уважения к рядом стоящим людям, тому вода не будет ни во здравие, ни во спасение.  Человек себе только лишних грехов наберет,  потому что, расталкивая других, считает себя более достойным; считает, что ему больше, чем другим, нужно сию минуту получить эту святыню.

К сожалению, очень часто приходится наблюдать много недовольств, много неуважения и даже прямых оскорблений, толканий в очереди за святой водою. Это всё недостойно не только христианского познания, это недостойно человеческого поведения.

Поэтому, подходя за святой водой, будем помнить, что вода тогда пользу нам принесет, когда мы с благоговением и с уважением к окружающим нас людям будем её почерпать.

Лучше лишние пятнадцать минут постоять в очереди, чем собрать себе горящие угли на голову. Если для человека почерпание святой воды никак не связано с верой, с Евангельским событием – Крещением Спасителя нашего Господа, если почерпание Святой воды для человека никак не связано со Христом вообще, не нужно обольщаться,  думать, что это принесёт человеку хоть какую-то пользу. «В суд и во суждение», — вот такие слова есть: когда мы не для спасения прикасаемся к святыне, она становится для нас тем, что нас осуждает.

Такого да не будет с нами сегодня, пришедшими в святой праздник в святое место в святой храм. Будем молиться Господу, будем стараться быть терпеливыми. Аминь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.