Наверное, у каждого из нас в последние два года был хотя бы один случай, когда кто-нибудь из прихожан, как правило, женщины-пацифистки своеобразного склада характера, спрашивали – как согласовать, что Церковь благословляет воинов, отправляющихся на Донбасс, молится за Литургией о победе и в то же время у нас есть заповедь «не убий»? Вот об этом немного и поговорим.
Но прежде хотелось бы сразу несколько слов сказать об историческом контексте, приведшем к началу Специальной Военной Операцией.

После развала СССР и ликвидации «Варшавского договора» было пять волн продвижения НАТО к русским границам (99, 04, 09, 17, 20 г.г.), а теперь еще и Финляндия. За это же время количество военных баз и пунктов военного базирования вокруг России выросло до 400. Построено 33 химических лаборатории, где идут тайные биологические разработки. Организовано как минимум 7 так называемых цветных революций. И даже если бы не было восьмилетних бомбардировок Донбасса с его русскоговорящим населением, Украина стала той красной чертой, за которой начинается прямая угроза не только безопасности, но и существованию России.

Когда слышишь вопрос: «а кто первый начал?», хочется спросить в ответ: «а начал что?» Если НАТО или условный «Запад» хотят и готовятся устроить в какой-нибудь стране катастрофу, что должна делать страна, которая этой катастрофы у себя не желает?

При этом война в современном мире стала понятием гораздо более широким, чем формальный ввод войск на какую-либо территорию. Современная война носит гибридный характер и ведется не столько войсками, сколько спецслужбами. Используются экономические санкции, обман, агенты влияния, провокации, диверсии, теракты, искусственно вызванные эпидемии. А самое главное – информационно-пропагандистская обработка населения. Все эти методы направлены на то, чтобы деморализовать, разрушить страну через гражданскую смуту, через нравственное разложение. Такие действия, как правило, даже более эффективны, чем ввод войск. Агрессивно продвигается либеральная, глобалистская и ЛГБТ-повестки. А теперь уже полным ходом легализуется педофилия, трансгуманизм, питание всякими червяками. Человечество активно подталкивают к краю пропасти. Это и есть Специальная Военная Операция, которую ведут против нас уже очень давно. Для тех, кто наивно полагает, что мы воюем с Украиной, сами европейские лидеры уже открыто говорят, что если Россия победит, то проиграет не Киев, проиграет коллективный Запад.

Фашизм, в борьбе с которым наши предки понесли колоссальные жертвы, никуда не исчез. И дело даже не в радикальном национализме, не во внешней форме и символах, не в свастике, которые мы давно видим на Украине. Фашизм – это идеология превосходства. И Запад, с его мечтой о золотом миллиарде, есть самая опасная форма фашизма. Опасная, потому что прикрывается гуманистическими лозунгами и рассуждениями о демократии.

На пути сегодняшнего сатанинского наката агонизирующего Запада стоят страны, желающие жить согласно своим вековым традициям и отстаивать свои ценности. Одним из оплотов таких стран является Россия, с ее огромной территорией и природными богатствами. Понимая это, Запад хочет нас или уничтожить, или хотя бы попытаться изменить нашу ментальность. Отсюда так называемая отмена русской культуры, отсюда наезд на Православную Церковь. Задумайтесь – посол США в Греции восемь раз встречался с главой Элладской Церкви. И на восьмой раз все-таки уломал его признать украинских раскольников.

Поэтому когда от кого-то слышишь, что «Путин начал войну, вторгся на территорию независимой страны» – понимаешь, что или человек ничего не видит дальше своего носа, или не хочет видеть. Идет перекройка мира – и не на уровне стран, правительств, или даже конкретных президентов, а на уровне начал и мироправителей тьмы века сего. Понятно, что мыслить, на таком уровне обобщений не всем прихожанам дано, но священники понимать происходящее обязаны. Поэтому когда толстовских взглядов придерживаются священники, это вызывает, как минимум, недоумение. Понятно, что в России множество проблем и недостатков, но на государственном уровне у нас ставятся жесткие ограничения ЛГБТ-повестке, продвигаются традиционные семейные ценности. К Церкви оказывается беспрецедентное уважение. Когда священник в публичном пространстве критикует Путина, а Путин, понятное дело, не святой, хочется сказать такому «смельчаку» – где бы ты был сейчас со своим приходом, если бы не нынешний президент?

Теперь о заповедях.

Читая Священное Писание, важно не просто скользить по тексту глазами, а проникать в смысл, за буквами видеть дух, опираться на толкования Святых Отцов, внимательно относится к контексту. Наверное, все кто учился в семинарии, знают, что Писание – это часть Предания.

Ну, вот, например, заповедь блаженства, которую мы слышим каждый раз на Литургии: «блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся» Можно подумать, что речь идет о правдолюбцах, смело обличающих власть, борющихся с коррупцией и, в общем, о той категории людей, под которую подходит, например покойный Алексей Навальный.

    В синодальном переводе слово «правда» является неудачным переводом греческого слова δικαιοσύνην – ди-ка-и-о-си-ни, что означает праведность или благодеяния. Это же слово ди-каи-о-си-ни приводится в том месте, где Господь предупреждает учеников – если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев… Именно это слово часто используется в Септуагинте, как перевод еврейского слова, в котором смысл очень практический – праведная жизнь, следование правыми стезями, благочестие. Таким образом, блаженны жаждущие праведной благочестивой жизни, ибо они насытятся. И Навальный, со всей своей либерально-оппозиционной шоблой, никакого отношения к этому не имеет.

    То же самое с миротворцами. Блаженны миротворцы, яко тии сынови Божии нарекутся. Вроде бы на поверхности лежит, что миротворец – это тот, кто может помирить враждующих между собой людей. Или же примирить враждующие между собой страны, что само по себе вызывает уважение. Но в этом блаженстве иной смысл. Имеется в виду мир между человеком и Богом, разрушенный падением Адама. Когда патриарх Иаков перед смертью благословлял своих сыновей, он предсказал – не отойдет скипетр от Иуды, пока не придет Примиритель, ему же покорность всех народов. Это мессианское пророчество о восстановлении во Христе мира, между Богом и человеком. Об этом же Примирителе говорили пророки Исаия и Захария. Об этом возвестили Ангелы пастушкам – Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение. Этот мир преподавал воскресший Христос апостолам, когда обращался к ним: «мир вам». Тот, кто созидает в своей душе мир с Богом и помогает обрести этот мир другим, тот и есть миротворец.

    Кто лучше всех мог понимать заповедь «не убий»? Тот, кто ее получил непосредственно из рук Божиих. Это величайший пророк Моисей, с которым Бог многажды говорил напрямую, которому Он открылся в Неопалимой Купине, на которого евреи не могли смотреть из-за исходившего от его лица света. Так вот, великий Моисей, через которого евреи приняли, в том числе заповедь «не убий», пишет в Законе Божием:

“Кто злословит отца своего и мать ли свою, того должно предать смерти” (Исх.21,17)

“Ворожей не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти” (Исх.18,19)

” Изведи клявшего вне полка,… и да побиют его камением весь сонм” (Лев.24,14)

Ну и так далее.

Может Великий Моисей чего-то не понял? Может у него просто не было возможности посидеть на лавочке и обо всем поговорить с каким-нибудь современным батюшкой, пацифистом? Но вот Сам автор Закона ссылается на Моисея – в 5-й главе от Матфея читаем: «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет»

Чтобы понять отношение Закона к применению этой заповеди нужно иметь в виду две вещи:

   Первое – человека невозможно убить. В отличие от своего Создателя, человек имеет начало. Но подобно Богу человек не имеет конца. Мы обречены на вечность. «Обречены» – не очень оптимистичный термин, но дело в том, что наша неизбежная вечность – не всем будет в радость. Человека невозможно убить, можно только прервать его временное пребывание здесь, на земле. Жизнь человека на земле нельзя прерывать просто так, из корыстных, садистских, преступных побуждений. Но к этому не относятся случаи, когда прерывание земной жизни, может послужить во благо, назидание или даже спасение окружающим. И, как это ни странно звучит, во благо самому лишаемому земного бытия. За одно и то же преступление нельзя наказывать дважды. Поэтому, если кто-то понес суровое наказание и был лишен жизни здесь, то есть надежда, что это будет ему в какое-то оправдание там. В подтверждение вспомним слова Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10:28)

Под заповедь «не убий» не всегда подпадают и войны. Мы знаем множество библейских сюжетов, когда Бог напрямую повелевал и вдохновлял народ божий идти в бой. Чтобы не было соблазна отнести все это исключительно к Ветхому Завету, вспомним, что говорил Иоанн Креститель приходившим к нему воинам. Он не требовал от них отказаться от профессии, но взывал к сдержанности. Апостол Павел в послании к Евреям, когда произносит свой гимн вере, восхваляя великих праведников, произносит в похвалу и такие слова: «были крепки на войне, прогоняли полки чужих». Это говорит человек Нового Завета, великий Павел.

Не буду вспоминать множество христианских воинов и случаев Божией помощи в бранях уже в новозаветное время. Потому что не знать этого, просто стыдно.

Второе – на горе Синай евреи стали народом, связанным с Богом не только великими обещаниями данными Аврааму, но и Законом, по которому они теперь обязаны были жить. По сути дела, на горе Синай евреи получили государственность. Их ждала долгая и мучительная селекция, пока не произведут из своей среды Спасителя мира. Закон регулировал отношения внутри этого народа. И до сегодняшнего дня иудеи называют всех, не принадлежащих к их вере гоями. Не убивай “своего”, даже если это твой личный враг, не убивай из ненависти, зависти, корысти и т.д. Но гой не может рассматриваться, как ближний, на него не распространяются те же нормы, что и на иудея. Поэтому притча Христа о милосердном самарянине была для иудеев революционной, скандальной. Его общение с язычниками было для них соблазном. Когда Христос говорит: сказано «не убий», а Я говорю вам любите врагов ваших – это, в том числе, призыв разорвать сегрегацию на своих и чужих.

Но мы нигде не найдем призыва Христа любить врагов Божиих, врагов Церкви или общества. Любите врагов ВАШИХ, благословляйте проклинающих ВАС. И действительно, какое я имею право простить или не простить врагов другого человека? В Евангелии, и в истории Новозаветной Церкви никогда (!) не было, и нет запрета на воинскую службу!

    В новозаветное время Бог благословил оружие равноапостольного царя Константина и даровал ему чудесное видение Креста. В новозаветной истории мы имеем сонм святых воинов. Они были прославлены Церковью за стойкость в вере, но при этом не отрекались от воинской службы. Великомученик Димитрий Солунский благословил Нестора на бой с Лием. Сергий Радонежский благословил князя Димитрия на бой с ордой и дал ему двух монахов. Александр Невский громил тевтонцев и так далее.

    Христиане всегда относились к защите своего отечества, как к священному долгу. Сотни священников были представлены к боевым наградам в Великую Отечественную Войну, некоторые из них уже имели награды за участие в Первой Мировой. Многие монахи и игумены наших знаменитых лавр были ветеранами боевых действий.

    Литургия Иоанна Златоуста содержит в заамвонной молитве прошение о даровании мира воинам. А в анафоре Литургии Василия Великого, важнейшем молитвенном достоянии Церкви, есть такие слова: «…оружием истины, оружием благоволения венчай их, осени над главами их в день брани, укрепи их мышцу, возвыси их десницу, удержави их правление, покори им вся варварския языки брани хотящыя».

В заключение можно добавить, что в это сложное для страны время, многие примеряющие на себя белое пальто пацифиста, скрывают за белыми одеждами непомерную гордыню, встают на позицию далекую от подлинного христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.