В связи с тем, что Россия проводит так называемую «Специальную Военную Операцию», некоторые прихожане смущаются. В нашем регионе таких немного, но они есть. Спрашивают, зачем эта война, почему батюшки благословляют мобилизованных на войну, вспоминают про заповедь «не убий». К сожалению, некоторые священники высказывались в интернете в том же духе, и это еще больше смущает тех, кто смущаться всегда готов. Мы с вами, конечно, должны давать какие-то ответы на эти вопросы.

Думаю, ничего нового я вам не открою, поэтому постараюсь быть кратким.

Во-первых, любой нормальный человек против войны. Любой нормальный человек понимает, сколько горя, крови и слез несет война. Война всегда бывает следствием греха, отступления от Бога, причем не обязательно одной, а часто обеих сторон. Адам с Евой ослушались Бога, и уже их первенец Каин убивает своего брата Авеля. С тех пор и доныне история человечества буквально состоит из войн. Это очень печально.

Но тот, кто думает, что в падшем мире может быть иначе, кто верит в прогресс цивилизации, в нравственное взросление человечества, просто игнорирует Священное Писание и христианскую антропологию. Как сказал один современный публицист: «Все современное зло от идеализации человека и его иллюзий». Я бы эту фразу в книгу Екклесиаста поместил. Именно идеализация человека и его иллюзий породила в XV веке философию гуманизма, смещавшую Бога из центра мироздания и возводившую туда человека как мерило всех вещей. Из этой, по сути дела, антихристианской философии в Европе выросло гипертрофированное отношение к правам человека. Заметьте – правам падшего человека. Что привело сегодня к оправданию и праву практически на любой грех. Современные пацифизм и миролюбие либералов  опираются не на христианство, а на те же гуманистические идеи. Как заметил один мыслитель прошлого века – «гуманист под видом любви к человечеству любит самого себя. Он думает, что то, что хочется ему, должны хотеть все, даже его Творец. В этом он становится похожим на Адама, собиравшегося стать Богом за спиной у своего Создателя».

А между тем войны, являющиеся следствием падения человека и источниками неисчислимых бед, имеют и другу сторону. Они бывают не только попускаемы Богом, но нередко они Богом благословляются. Конечно, это никак не вписывается в либеральный дискурс.

Но Бог благословил кроткого Авраама с мечом в руках освобождать своего племянника Лота; Бог повелел Иисусу Навину уничтожать амаликитян и даровал ему чудесную победу; Бог помог Гедеону против Мадиама; Бог посылал на помощь в войне своих Архангелов; Бог даровал чудесную победу царю Константину – и это уже Новозаветное время. Сам Он называет себя Господом воинств и т.д. и т.п. Перечислять все случаи было бы долго, да и все здесь сидящие знают Священное Писание, наверное, лучше меня. «Благословен Бог, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои на брань» – это говорит великий царь и пророк Давид.

В основном упоминаемые события происходили в истории Ветхого Завета. Но ведь и заповедь “не убий” была дана не в Нагорной Проповеди, а именно в Ветхом Завете. И если бы она была буквальной и безусловной, то не было бы через две страницы уточнения, что, например, злословящего отца и мать следует предавать смерти. Заповедь «не убий» нельзя выдергивать из контекста, тогда будет понятно, что нельзя убивать напрасно, из корыстных или садистских убеждений, что эта заповедь относится не к любой жизненной ситуации. Когда Христос в Нагорной Проповеди вспоминает эту заповедь и усиливает ее, Он говорит о гневе именно на брата. Причем гневе напрасном.

И все же, как много крови во всех этих древних Библейских битвах и наказаниях. Быть может, все-таки Бог тогда был другим? Но каждое утро в молитвах мы с вами читаем, что в Нем «несть пременения или приложения осенения». Бог неизменен. Может быть, люди тогда были другими? Вот это похоже на правду. Судя по изобилию изобретенных средств массового уничтожения, человечество изменилось не в лучшую сторону. Мы отличаемся от ветхозаветных людей не каким-то нравственным продвижением, а только тем, что они ждали Мессию, а мы знаем, что Он уже приходил и совершил все необходимое для нашего спасения.

Война с сопутствующими ей убийствами и кошмарами кажется чем-то ужасным. Но для христиан, в отличие от атеистов, есть кое-что пострашней. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. А бойтесь более Того, Кто и душу и тело может погубить в геенне огненной». Война – это иногда ни что иное, как розги, которыми Бог хочет спасти Своих детей от окончательной гибели.

Известная поговорка о том, что плохой мир лучше, чем любая война, не всегда права. Вот что пишет апостол любви Иоанн Богослов в 12 главе книги Апокалипсис: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Это, конечно, событие не из человеческой истории, это событие из так называемой праистории. Но представьте себе, что к Архангелу Михаилу подходит такой современный гуманист-пацифист и говорит: «Я за мир, я против войны, зачем все это, надо войну прекратить».

Святые Ангелы с драконом воевали. А люди нет, они вели с ним мирные переговоры. Вот послушайте: «И сказал змей жене: нет, не умрете… вы будете, как боги…» «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Если бы тогда наши праотцы выбрали войну против искусителя, то сейчас бы никаких войн не было.

Не всякому христианину дается примирить в себе эти вещи. С одной стороны Бог не только попускал страшные войны, но и сам помогал уничтожать врагов. С другой стороны – Бог есть любовь? При этом любовь – это самое главное, что мы должны стяжать в духовной жизни, без чего нельзя войти в Царствие Божие.

Вот об этом несколько слов. Наши представления о любви складываются, как правило, не из Божественного Откровения, а из собственных умозаключений. Даже читая о любви в Евангелии и в посланиях апостолов, мы неизбежно опираемся на личный опыт, свои переживания. И своё философствование о любви человек пытается присвоить Богу. А Бог предупреждает, что Его мысли – не наши мысли. И апостол Павел говорит, что любовь не ищет своего. Это можно понимать и в том смысле, что представления о любви должны быть не наши, а опираться на то, что открыто нам в Писании и Предании.

В чем разница между богословием и философией? Богословие строится на Откровении Божием, а философия опирается на человеческие  рассуждения, вырастающие из личного опыта и редко преодолевает призму наших ощущений.  Если сказано в Библии, что Бог есть любовь, значит, так оно и есть. Вся Библия, включая Ветхий Завет, со всей его кровавой историей, войнами, порой тяжкими карами, является, в том числе, свидетельством любви Божией. Все Евангельские предостережения о нескончаемых муках для нераскаявшихся грешников – свидетельство любви Божией. Как бы это не казалось кому-то противоречивым, но это так. А современный либерал говорит примерно следующее: “Если что-то в христианском учении не укладывается в мои представления о любви, значит, такое христианство неправильное и такой Бог мне не нужен”. К сожалению, некоторые либерально настроенные священники такие настроения поддерживают. Но Спаситель ведь не зря, когда предсказывал будущие войны, добавил и о появлении лжепророков, которые прельстят многих… Да, Бог есть любовь, но Он же называет Себя Господом воинств.

Теперь немного о том, что происходит на Донбассе.

Тому, кто упорно считает, что Россия воюет против Украины, вряд ли можно что-то объяснить. Для обмана таковых работает весь западный мир, и такая осознанная или неосознанная позиция закрывает способность анализировать происходящее. Идет перекройка мира. И не на уровне правительств, и даже не на уровне рулевых фигур, президентов, а на уровне начал и мироправителей тьмы века сего. Понятно, что мыслить такими обобщениями не всем нашим прихожанам дано, но им нужно хотя бы разъяснять, что идет прокси-война. Прокси-война, это когда две или несколько ядерных держав воюют друг с другом не напрямую, а на территории и руками третьей страны.

Почему этими руками и территорией оказалась Украина? Потому что, к сожалению, украинская элита давно сделала свой выбор. Она хотела выгодно вписаться в западное общество потребления. Не желая замечать, что западный мир просто использует  ее в своих целях. Украина приняла сторону тех, кто давно стремится уничтожить Россию, прибрать к рукам ее ресурсы и уничтожить православную Церковь, как носительницу традиционных ценностей, мешающую планам «золотого миллиарда». Эти силы с 90-го года неостановимо приближали свою военную инфраструктуру к нашим границам, устроили по нашему периметру множество военных баз, развернули у наших границ военные биолаборатории и, судя по терактам на Северных потоках и попыткам арестовать нашего президента, они пойдут до конца. Украина работала на них десятилетиями, предавая интересы собственного народа. Очевидно, что тектонические, я бы сказал апокалиптические сдвиги, происходящие в мире, на много превосходят события на Донбассе. Если кто-то этого не видит или не хочет видеть, то говорить с таковыми, к сожалению, бессмысленно. Но уйти от надвигающегося шторма не удастся никому и нигде. Именно поэтому все заламывания рук о нашем якобы «нападении» на соседей – это подтасовка фактов, заблуждение или откровенная ложь.

Если кто-то не помнит, 17-18 февраля прошлого года массированный обстрел Украиной Донбасса повлек за собой массовую эвакуацию населения. И только через неделю Россия ввела туда войска. В западной прессе это называлось «неспровоцированным» «вероломным нападением». Получается, жили-были, не тужили, а потом бац – и все завертелось. Про восьмилетний геноцид русскоязычного населения, когда были полностью уничтожены многие населенные пункты на Востоке Украины, вообще умалчивают.

Как стараются умалчивать и тот факт, что 21 февраля 2014 соглашение между Януковичем и лидерами «Евромайдана» подписали Германия, Франция и Польша.

Соглашение было нарушено на следующий день, потому что в прокси-войне все средства хороши. Поэтому и Минские соглашения были подписаны Францией и Германией не для установления мира, а для более тщательной подготовке к войне. Об этом откровенно сказала сама Меркель. Еще весной 2021 года Украина начала сосредотачивать войска вдоль всей линии соприкосновения в Донбассе, поэтапно наращивая интенсивность обстрелов. Уничтожались объекты энерго- и водной инфраструктуры. Эскалация наблюдалась и внутри Украины, где были приняты законы, дискриминирующие русских. Украина превратилась в русофобское государство. Пленные офицеры ВСУ свидетельствуют, что задолго до СВО в своих учениях они отрабатывали вторжение в Курскую, Воронежскую и Белгородскую область. Россия сработала на опережение. Кстати, именно так всегда действовали в мире американцы и натовцы. Но это другое дело, они же несли демократию, и плевать на сотни тысяч трупов, оставшихся после них.

Дело не в том, что Россия, потерявшая десятки миллионов людей в борьбе с фашизмом, не может позволить создание вновь такой угрозы у своих границ. И даже не в том, что Россия по-христиански давно должна была встать на защиту русских, живущих на востоке Украины. Правда в том, что альтернативой СВО была бы война на нашей территории. С намного большими жертвами, с обеих сторон. Это то, что нужно объяснять вопрошающим.

И в заключение несколько слов о том, как нам с вами вести себя в сложившейся ситуации.

Уважаемые отцы. Особенно в беседах с прихожанами мы не должны уподобляться тем, кто нас ненавидит. Да, они нас называют москалями, ватниками, руснёй, рабами и т.д. Но нам не нельзя до этого опускаться, не надо называть их хохлами, свинопасами и прочими негативными эпитетами. Иначе чем мы будем от них отличаться? Это же было одной из задач закулисных кукловодов – посеять ненависть между славянами.

Нужно призывать прихожан молиться за наших бойцов, чтобы Господь внушил им твердую веру, подал скорую ослабу пленным, здравие раненым, прощение и упокоение погибшим. Но и за тех, кто воюет с другой стороны, нужно тоже молиться. Чтобы Господь открыл их сердечные очи, и они бы увидели первопричины происходящего. Там тоже крещеные люди, и Бог всех хочет спасти.

Нынешняя война – это попущение Божие, которое дано нам не напрасно. Мы воюем не только против нацизма, геноцида русских, против интересов «золотого миллиарда». Мы во многом воюем против самих себя. Мы ведь незаметно за несколько десятилетий сами стали частью общества потребления. Мы сытые, мы барахтаемся в страстях и пОхотях. Похоть – это же не обязательно что-то блудное. Похотью Отцы называли состояние, когда человек много чего хочет, не относящегося к Царству Небесному. Мы ведь просим в вечерних молитвах избавить нас от похоти лукавой. Свобода, в которой жила наша Церковь последние тридцать лет, принесла, конечно, результаты. Но они очень скромные. Реально воцерковленных 2-3% населения. Мы перестали гореть, привыкли к устроенности, безопасности, покою. Владыка Хризостом говорил, что священник – это столб с указателем-стрелкой: «Бог там». Видимо, наши указатели поистерлись, и часто люди видят в нас просто столб. Я никого конкретно не обличаю из здесь сидящих. Это относится ко всем нам и ко мне в первую очередь.

К чему это может привести, хорошо видно на примере Украинской Церкви.

Ради комфорта и спокойствия они молчали восемь лет, пока расстреливали Донбасс. А когда пришли за ними, то никакого запала на стойкость уже не осталось.

Война закончится не тогда, когда наши войска одолеют всех натовских наемников, а когда мы вырвемся из своего внутреннего плена. Кажется, этот процесс в России постепенно начинается, но если он не будет доведен до конца, то наша победа будет пирровой. Князи века сего тоже это понимают, поэтому и беснуются. Россия еще вчера платила западу колониальную дань, а сегодня пытается стать самой собой. Мы воюем не с Украиной и даже не столько с самим НАТО, мы воюем за настоящую Россию, такую, какой она должна быть.

Это нужно объяснять прихожанам. Не нужно искать виноватых, не нужно осуждать жителей Украины. Там, как и в России, живут очень разные люди. Не нужно осуждать Украинскую Церковь. Посмотрите, как осторожно подбирает слова Патриарх, когда касается этой темы. Нужно смотреть на самих себя, каяться, сосредоточенно жить по заповедям, трезвиться и молиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.