Культура и православие

Каждая отдельная культура, в широком понимании этого слова, является частью конкретной цивилизации, а каждая цивилизация отражает духовные достижения конкретного народа. Русская культура сформировалась не просто так, не стихийно, она глубоко связана с мировоззренческим выбором наших предков. Как сказал один историк, культура содержит в себе след родившего ее огня.

В этом отношении именно Православие, выбор святого князя Владимира, определили особый религиозный и национальный тип русской культуры, пронизанной исканием истины, добра и красоты. Эти вечные категории обретали в нашей культуре разные художественные образы в зависимости от исторических обстоятельств, но всегда являлись «драгоценной ношей нашей культуры», как об этом писал Александр Блок.  В настоящей, высокой русской культуре неизменной была устремленность к темам религиозно-нравственного бытия человека.

Несмотря на то, что наша тысячелетняя история все же намного моложе Европейской, русский мир внес неоценимый вклад в мировую сокровищницу культуры.

От Спаса на Нерли, от первых многокупольных храмов с удивительной белокаменной резьбой, от Кремлей, которых по России было более 50-ти и до XX века русские зодчие удивляли мир полетом творческой мысли.

От Троицы Андрея Рублева и до великих русских шедевров, хранящихся в Третьяковке, Эрмитаже, Музее Пушкина, Русском музее и так далее, наша национальная живопись занимает достойнейшее место в мировой культуре.

Апостол Павел в первой главе послания к евреям говорит, что ему не хватит времени перечислять всех ветхозаветных святых и пророков. То же самое можно сказать о великих представителях и образцах русской культуры, ставших достоянием всего человечества в области литературы, музыки, поэзии, философии и так далее. От слова о Законе и Благодати в XI веке, Слове о полку Игореве в XII веке и до самого переломанного кровавого XX века, русская культура открывала внешнему миру жизнь русской души, которую традиционно многие в Европе называли загадочной. А загадка несложная. Русские люди, при всей своей греховности, жили идеалом Евангельской любви, при всех своих недостатках  устремлялись в небо. Отсюда, из этих, по большей части недостигнутых идеалов, но все же идеалов, и появилось название – Святая Русь.

Запад всегда воспринимал нас как варваров, по непонятным причинам имеющих нравственные принципы, превосходящие их «просвещенность». Их исторические комплексы заставляли всегда принижать наши достижения и преувеличивать наши недостатки. Эти двойные стандарты возникли очень давно. И не только по отношению к нам. Великую Византийскую культуру после крестовых походов запад ограбил, растоптал и предал забвению практически до XIX века.

Примечателен разговор, состоявшийся когда-то между преподобным Силуаном Афонским и экономом Пантелеимонова монастыря. Эконом, восхищенный деревообрабатывающим станком, стал восхвалять немецкий гений и поносить русское невежество. Отец Силуан спросил его:
– Как ты думаешь, почему же так немцы лучше русских умеют строить машины и другие вещи?
В ответ эконом стал восхвалять немцев как народ более способный, умный, более даровитый, в то время как «мы, русские, никуда не годимся». Отец Силуан на это ответил:
– А я думаю, что тут совсем другая причина. Русские люди первую мысль отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ обернулся бы всем лицом к земле и стал бы только этим и заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее трудно.

Зная наши извечные недостатки, можно подумать, что преподобный Силуан несколько преувеличил. Но в подтверждение его мысли можно вспомнить, что когда русская мысль была занята земным, то миру являлись величайшие изобретения, которыми Европа и Америка пользуются до сих пор, даже не подозревая или давно забыв об их авторстве. Первый электродвигатель, таблица Менделеева, лампа накаливания, радио, телевидение, цветная фотография, атомная электростанция, лазер, интернет, первый спутник, пилотируемый космический корабль, персональный компьютер и многое другое было изобретено русским гением.

Наша культура была крепко связана с Православной Церковью, да и вообще культура и культ – это однокоренные слова и настоящая культура всегда глубоко религиозна, даже когда в этом не признается. Творческие поиски буквально пропитывались Христовой мудростью. Только к ХVI веку в России появляется все больше светских учителей, светских художников, мыслителей. Но это еще не отрывало русские души от храма.

Ситуация меняется в период правления Петра. Воспользовавшись тем, что Церковь была ослаблена после старообрядческого раскола, царь Петр и ряд его преемников проводят политику агрессивной секуляризации. При этом болезненные изменения преподносились как «передовые», «просвещенные», «элитные». В перспективе это ставило Церковь в заранее невыгодное положение. Можно смело говорить, что заложенные тогда предпосылки привели впоследствии Россию к революции.

Но даже в период воинственного атеизма, когда православие было гонимо и уничтожаемо, лучшие образцы отечественной культуры несли в себе печать духовного кода, заложенного православием. Это – любовь, жертвенность, милосердие, патриотизм. Идеологические установки советского периода, отвергнув Бога, во многом копировали нравственный закон Евангелия. Особенно отчетливо это стало видно, когда цензурные оковы советского периода пали, творческие порывы не ограничивались ни христианскими, ни идеологическими установками, и перед нами стали вырисовываться уродливые очертания так называемого “свободного искусства”. По большей части оно оказалось бездарным и пошлым. На наших глазах многие служители муз постепенно становились служителями сатаны, вовлекая в это служение и толпы потребителей. И то обстоятельство, что это явление не чисто Российское, а скорее общемировое, как-то не утешает. В так называемую «перестройку» мы видели разложение и гибель не отдельных художников, но большОй части человечества, вовлеченного в апостасию.

Люди всегда падали и грешили. Но отношение к злу и греху могло быть совсем разным. Во времена торжества христианства зла боялись и стыдились, со злом боролись, в грехах каялись. В новейшие времена “отменили стыд” и началось уравнивание в правах добра и зла, добродетели и греха. Мы знаем, что в последние времена зло будет торжествовать, а добро окажется под запретом. Отчасти это уже и происходит.

Культура должна служить преображению личности, а не потворствовать разжиганию страстей. К сожалению, по большей части современное искусство стало праздным развлечением в полном соответствии с древнеримским принципом «хлеба и зрелищ». А между тем еще Аристотель говорил, что цель искусства не в занимательности и удовольствии, а в нравственном совершенствовании человека.

Мы с вами сейчас вступили в очень сложный исторический период. Происходит кардинальное переформатирование технологического, геополитического и экономического устройства человеческого сообщества. Об этом много говорилось на прошедшем недавно в Москве фестивале «Вера и Слово». Как сказал руководитель одной из кафедр МГИМО, через 15-20 лет те, кто доживет, не узнают этого мира. Такие процессы всегда сопровождались в истории большими войнами, как это было, например, в начале прошлого столетия. И нам, похоже, этого не избежать. Но этот сложный период обнажил многие процессы, на которые ранее можно было не обратить внимание. Как говорится – не было бы счастья, да несчастье помогло. И раз уж мы говорим о культуре, то хотелось бы немного сказать о современной ситуации с этого ракурса.

Русская культура, как это было уже сказано, всегда опиралась на православие. Её главными столпами были – вера, любовь, жертвенность. Понятно, что мы плохие христиане, а часть наших сограждан причисляют себя к атеистам, но заложенная предками духовная «прошивка» держит наш общий код именно в этих категориях.

Культура Западного мира, с которым мы столкнулись сейчас в цивилизационном противостоянии, стоит в основном на католичестве и протестантизме. Это, безусловно, тоже великие культуры. Но их корни определяют очень многое. Католичество выросло из Рима, из западной части Римской империи. Рим всегда считал себя центром мирозданья, а окружающие народы были для римлян варварами. Тот, кто не имел римского гражданства, подпадал под совершенно другие законы. Эта концепция «исключительности» до сих пор живет в западном мире. Рим считал недочеловеками всех, живущих за рамками древнегреческой культуры и языка. Так или иначе, из этих корней вырос и немецкий фашизм. Кстати, эти же корни являются одной из причин сложностей между Греческой и Русской Церковью

Римская католическая церковь выстроена на главенстве папы, и как бы ни камуфлировала свое отношение к окружающему миру, на глубоко подсознательном уровне воспринимает некатолический мир как варварский. Поэтому не стоит удивляться двойным стандартам, с которыми Россия встречается постоянно. Европейская цивилизация и геноцид – братья-близнецы, к сожалению. Без понимания этого мировоззренческого факта никогда не постичь логику действий западных политических лидеров.

Протестантская культура родила культ потребления. В самой «догматике» протестантизма, если можно так выразиться, заложено убеждение, что богатство – это благословение Божие, а бедность – наказание. Поэтому не стоит удивляться, что в погоне за богатством и прибылью западный мир готов перешагнуть через очень многое.

При этом западная цивилизация, опирающаяся на свою великую культуру, понимает, что в лице Востока сталкивается со своим антиподом, который не просто является носителем других идеалов, но и прямо, своим существованием, подрывает их авторитет в среде мыслящих людей.

Вот послушайте, что пишет американский писатель Ноктис Дрейвен:

«Хотя есть и другие страны, которые являются традиционными, богобоязненными и разумными, они не обладают таким военным потенциалом, как Россия. А Россия – враг номер один, больше, чем Китай, потому что у нее есть единство, сильная национальная идентичность и вера в Бога. Россия не прогнется, не станет нечестивой, безумной, гомосексуальной и развратной. Поэтому Россия является серьезным препятствием для Запада. На карту поставлено гораздо больше, чем просто ресурсы, границы и экономика. Идет духовная война, не сомневайтесь».

Варвары должны умереть – это нормальный европейский императив. Этой публике в голову не приходит, что они убийцы. Они в своем праве.

Русскому солдату не свойственно издеваться над пленными или сознательно и целенаправленно уничтожать мирное население. Эти простые, как нам кажется, вещи в свете современных событий оказываются довольно эксклюзивными качествами. Поэтому западная культура пытается нас просто отменить. Появился даже такой термин – культура отмены.

В завершение можно сказать просто: и Русской культуре, и нам с вами нужно крепко держаться православия, держаться выбора, который когда-то сделали наши святые предки, и Бог всегда будет с нами!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.