Православный лагерь «Одигитрия» родился четыре года назад. Было положено много сил, чтобы вернуть в рабочее состояние территорию пришедшего в запустение лагеря «Жарок». И теперь для детей «Одигитрия»- это не просто  безопасный летний отдых под внимательным присмотром старших, это ещё и маленькая школа, в которой ребятам предоставляется возможностьпостичь  основы христианской жизни в современном мире. Главная особенность лагеря в том, что здесь стараются  разбудить в детях желание думать, размышлять о главных ценностях в жизни, научить детей работать сообща, понимать важность собственного выбора в любой жизненной ситуации, осознавать цену безответственного решения. День в лагере начинается и заканчивается молитвой, один раз в течение смены служится Литургия в Ангарской деревне.

В школе вожатых – лучшие невесты

Для того чтобы программа лагеря была насыщенной и дети проводили время весело и с пользой, в течение учебного года еженедельно в духовно-просветительском центре собора Рождества Христова проходят встречи вожатых. Участники этих встреч – вдохновенные энтузиасты, как из числа педагогов, старшеклассников и выпускников Православной гимназии, так и из числа молодых прихожан, волонтёров «Браво», «Доброхотов»… На «вожатке» разрабатывается программа лагеря, разучивается множество увлекательных игр, как интеллектуальных, так и подвижных, проигрываются различные ситуации, которые могут произойти в процессе работы с детьми, придумываются театральные постановки и т. д. Однако здесь, как показывает практика, можно не только найти единомышленников, но и отыскать свою вторую половинку. В этом году была сыграна первая «вожатская свадьба». Узнав о школе вожатых, прихожанин вихоревского храма Михаил Леднёв стал приезжать в течение учебного года на вечерние занятия и познакомился здесь со своей невестой – выпускницей Православной гимназии, музыкантом по образованию, Анной Худяковой. По окончании лагерного сезона молодые сыграли весёлую свадьбу.

Игра-дело серьёзное

Работа с детьми на смене строится  в форме сюжетно-деятельной игры. Неслучайно психологи придают игре большое воспитательное значение. Игра позволяет построить модель мира, где ребенок может попробовать понять как принципы его устройства, так и свое место и возможность действия, чтобы после быть увереннее и активнее в своей обычной жизни. В наше время за детей обычно всё решают взрослые, отбивая всякое желание познавать и действовать самостоятельно и ответственно.А игра позволяет сделать собственный выбор и увидеть, к каким последствиям это может привести.

Путешествие на машине  времени

Участники прошлого сезона вместе c вожатыми пытались осмыслить, что такое время и что важного о самих себе помогает нам понять размышления о прошлом, настоящем и будущем . «Машина времени» помогла воспитанникам лагеря очутиться на  острове индейцев, в Древнерусском государстве в период правления княгини Ольги и даже – на планете биороботов.

Начать работу решили с «путешествия» в индейскую общину. Почему именно к ним? Живя в природе, индейцы чувствуют присутствие Творца и стараются жить по законам, подсказанным этой силой в природе. Кроме того, индейская община – это гармоничный коллектив, в котором существует четкая иерархия, неукоснительно выполняются принятые всеми законы общинной жизни. А на этапе знакомства и становления отряда очень полезно понаблюдать, что за правила совместного проживания делают жизнь гармоничной, а коллектив – сильным, взаимно поддерживающим каждого из его членов, предлагающим каждому свою зону ответственности в заботе о ближних.

Следующим шагом была попытка увидеть, по каким законам создан наш земной мир. Для этого обратились к художественной литературе – «Хроникам Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. Эпизод «Сотворение Нарнии» помог нам еще раз увидеть, что в центре мира всегда Творец – все остальное происходит от Него и Его Воли. А глава книги «Хроник» «Племянник чародея» под названием Чарн дала нам возможность вспомнить о том, что мир конечен по замыслу Творца, но от каждого из нас зависит, не приблизим ли мы это время своими необдуманными себялюбивыми поступками. И напротив, как наши поступки, мысли и чувства могут помочь нашему миру существовать столько, сколько определил ему Творец.

Так, перемещаясь от одной эпохи в другую, вожатые вместе с детьми в конце сезона попадают на планету биороботов,  где задаются новым вопросом: кто же такой человек? Чтоего отличает от робота, от животного?  Для чего он был сотворён?  Каким может стать человек в будущем? Каким будет будущее, которое могут построить такие люди? Итогом этих размышлений становится создание макета идеальной планеты. В отличие от фантастических проектов, ребятам было предложено всерьез подумать, какие качества и поступки людей становятся причиной возникновения того или иного общества, его законов, традиций, правил жизни. По сути, это была попытка поставить детей уже сейчас перед их личным выбором, потому что люди будущего – это они, и от их выбора, от их ценностей, от их жизненной позиции и от их дел как раз зависит то будущее, которое сейчас для них выглядит как итоговое задание смены лагеря.

Если к середине смены  дети показывали то, что мы наблюдаем в избытке в современных СМИ, то к концу сезона их рассуждения становились иными. Когда старшие ребята (1,2 отряды) представляли идеальную планету, оказалось, что эта планета- Земля. Подростки сами пришли к выводу,  что незачем придумывать новую идеальную планету, если Господь уже ее  сотворил. Только мы, люди, мешаем жить нашей планете по замыслу Божию. Какими же мы должны стать, чтобыэтот мир не погиб раньше времени, назначенного Творцом? Удивительно, что, отвечая на этот вопрос, старшие отряды  и самый младший (шестой) говорили в унисон, и говорили они о любви к ближнему, об ответственности, о честном труде каждого… Интересно, когда 1-й отряд затруднялся что-то объяснить просто, то 6-й отряд всё пояснял незамысловатыми словами. Еще раз мы могли убедиться, что и в игре можно  найти зерно истины.

А еще каждый на этом сезоне нашел что-то важное и для себя. Например, Дарья Мезенцева, вожатая второго отряда, призналась: «Главное личное открытие в этом сезоне я сделала о том, что большую часть времени в обычной жизни провожу без пользы, а ценить надо каждую секунду. Хочу поблагодарить ребят за их открытия, теплоту и радость, которыми они с нами,  взрослыми,  делились».

Конечно, смена наполнена разнообразными играми, испытаниями. Это и  теневой театр, и день «заколдованного» вожатого, и бой с пиратами времени, и «Город искусств», и ярмарка, и состязания детективов, и отрядные испытания,  и любимые всеми «Стратегия» и «Лабиринт слепых стражей»…

Обо всем рассказать трудно. Да и зачем обо всем рассказывать в теории? Приезжайте – увидите сами!

Вечерний огонёк

Вечером отряд собирается на отрядный огонёк. Все садятся в кружок. В руке того, кто говорит,- свеча, игрушка или другой какой-то предмет, и, каждый по очереди делится своими впечатлениями от прошедщего дня, благодарит или делится чем-то, что ему кажется несправедливым. Огонёк –это возможность каждому получить внимание, понимание, тепло.  Ведь ребятишки находятся вдали от своей семьи, и первое время скучают без мамы, особенно новички. А когда ребёнка внимательно выслушают, ответят на его вопросы, он чувствует себя нужным,  понимая, что  отряд-это его маленькая семья на период лагеря, и никому не безразлично, что с ним происходит. Встречаются, конечно, дети и замкнутые, и грубые. Но удивительно, что сложные подростки постепенно раскрываются и понимают, что их тоже любят и могут выслушать. Есть дети, кому сложно делиться, страшно открываться или – увы, нечего сказать: нет своих мыслей, желания думать и анализировать, видеть тех, кто рядом. Очень много зависит от вожатого,его такта, умения понять ребёнка, не обидеть нечаянно, помочь познать радость общения с другими, радость открытия красоты души другого человека, удивление от открытия самого себя.

Бал – радость объединения

Последний день – всегда трепетный и особенно праздничный. По традиции сезон заканчивается не только общим костром, но и настоящим балом.

Обычно перед объявлением бала многие ребята, особенно те, кто приехал впервые, очень переживают, что не умеют танцевать. Но необычность этого бала как раз в том, что его программа наполнена такими музыкальными играми-танцами, что никто уже не помнит, умеет он танцевать или нет: танцуют все!

В этом году впервые мы попробовали поставить несколько танцев, в чем неоценимую помощь оказала нам Иванова Юлия Юрьевна – заместитель директора Православной гимназии по воспитательной работе, которая провела уже не один гимназический бал. Под ее обаятельным руководством ребята и вожатые лагеря не только смогли представить изящный вальс, торжественный полонез и легкую полечку, но и при помощи танцев пережить основные «путешествия во времени» нашего сезона. Продолжением праздника и еще одним сюрпризом стал яркий фейерверк, после чего долго пелись песни под гитару в кругу новых и старых друзей…

Постепенно от костра переходили к воротам – прощаться, провожая на поезда и автобусы тех, кто приехал в лагерь из других городов нашей обширной епархии: Бодайбо, Усть – Кут, Усть – Илимск. Традиционный круг с прощальной песней, обмен телефонными номерами, рукопожатиями, горячие слезы расставания… Так завершился полет на «Машине времени» – 2016, вернув всех в настоящий день, чтобы сделать его радостным, осмысленным, не забывающем о Боге…

Иерей Антоний Васильев, директор лагеря, на прощание сказал: «Сезон закончился, а в душе ощущение продолжения, так как впереди Вечность. В лагере у каждого из присутствующих – взрослых и детей – всегда происходят открытия. Дети начинают совершать первые самостоятельные шаги в духовную область своей жизни. Надеемся, что заряд энергии и знаний, которые они здесь получают, в течение года приведут детей в храм, к совершению хороших, добрых и светлых поступков».

Как стать вожатым?

Вожатые «Одигитрии»- в большинстве своём студенты, люди творческие, общительные.  Сами любят играть, делать постановки, у них масса талантов и увлечений, которыми они охотно делятся с детьми. Они молоды и работают не для  зарплаты, а ради удовольствия, радости. Главный принцип лагеря- чтобы вожатый любил детей. Это нелегко, когда рядом с тобой 30 детей с разными характерами. Это большая школа смирения, терпения, любви! Со многими трудностями они справляются самостоятельно. В корпусах-порядок. Есть группа освобожденных вожатых, которым либо менее 18 лет, либо это новички, кто в лагере впервые и еще знакомится с его традициями. Они помогают организовывать общелагерные мероприятия, игровой час с детьми, читаютим книжки перед сном, а на следующий год у них есть шанс попробовать себя на роль вожатого…

Можно с уверенностью сказать, что вожатые прошедшего сезона и их помощники отдали детям всё лучшее, на что были способны. Каждый постарался выложиться на все 100!!!  И за это им большая благодарность!

А всех молодых людей, кому интересно то, что мы делаем, и кто хочет прожить свою жизнь не зря, а сделать что-то важное в жизни, школа вожатых приглашает в свои дружные ряды! Если вам больше 18 лет и  вы любите детей, если вам интересно жить и вы хотите думать, размышлять, творить, найти настоящих друзей на всю жизнь, приходите по четвергам к 19-00 в собор Рождества Христова в школу вожатых!  Вам будут очень рады!

Дополнительная информация по телефонам: 89027643544 (иерей Антоний Васильев, директор лагеря),  

89086476263 (Инна Васильевна Маковская, руководитель программы).

Инна Маковская

Оксана Соломина

фото: из архива лагеря

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.