Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью отмечаем замечательный день – праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Об этом празднике в Священном Писании ничего не говорится, но Предание донесло до нас замечательную историю. Престарелые родители Иоаким и Анна терпели поношение от всех окружающих за то, что они были бездетные, а в то время в иудейской среде было очень позорно не иметь детей, потому что считалось, что такие родители грешны. Но Иоаким и Анна усердно молились, и вот под конец жизни Господь даровал им младенца, которого они сразу же пообещали Богу. Как до нас доносит предание, трехлетняя Пресвятая Богородица (тогда еще маленькая девочка) просилась в храм сама, хотя пока даже плохо разговаривала. Родители исполнили Её волю – отвели свою Дочь в храм.

В то время храм был уже не так благолепен, как при Царе Соломоне. Храм Соломона после Вавилонского плена был разрушен. Второй Храм, как пишет один из пророков, «был как бы и не храм (т.е. иудеи относились к нему не так, но они ждали, что же будет дальше с этим храмом)». И выясняется, что эта маленькая Девочка и стала тем Храмом, Который вместил Бога уже в новой истории, в Новом Завете.

В храм вела лестница, состоящая из пятнадцати ступенек, но это были не просто ступени, по которым ходили люди. Это были символические ступени, очень высокие. Священники, поднимаясь по этим ступеням, пели псалмы, пятнадцать псалмов, на каждой ступени по псалму. Девочка же, как только родители подвели её к ступеням, сама взошла наверх. Как говорит предание, “быстрее взрослых поднялась до самого верха”. Люди удивились. А Первосвященник Захария понял, что без помощи Благодати такого бы не произошло. Когда он это осознал, то ввел Девочку Марию во Святая Святых, куда входил раз в год только Первосвященник. Туда не входили ни священники, ни мужчины, ни женщины, а Её ввели туда. Там Она вместе с Захарией испытает Благодать, Которую Она не растратила до конца своих дней. Захария же понял, что это особый Ребенок, что это тот самый Ребенок, Которого ждали многие столетия; Та Дева, Которая по пророчествам должна была вместить в себя Бога. Как это будет – никто не знал, но все почувствовали, что именно на этом Ребенке свершится история.

Ей разрешили молиться во Святая Святых – там, где даже священники не могли быть. И Она осталась при храме.

При этом храме было много служебных помещений, где жили люди, посвятившие себя Богу, так называемые назореи. Они не стригли волос, выполняли определенные обеты. Как правило, их обеты со временем заканчивались, они остригали волосы и уходили в мир.

Мария же посвятила себя Богу на всю жизнь. Иоаким и Анна, старые люди, оставшись без ребенка, не огорчались. Наоборот, они радовались, что всё исполнилось так замечательно: что Господь дал им ребенка не простого, а вымоленного, и этот ребенок возрастает духовно там, где все праведные иудеи (в то время почитавшие Бога) регулярно сходились на те праздники, которые заповедал им Господь.

Так Она росла. Она молилась каждый день, и Захария видел, что Её посещает каждый день ангел. Явление духовных сил из духовного мира всех пугает. Помните, как, когда Захарии явился ангел, Захария начал ему перечить и онемел за это? А этой Девочке каждый день является ангел. Когда Захария понял, что это особое благоволение Божие, он ещё больше проникся радостью, что, скорее всего, Она и есть Та самая Дева, Которая станет Престолом Божиим, Храмом Божиим – Церковь приготовила много красивых имен для Богородицы.

Вскоре умирают престарелые родители этой девочки. В Предании говорится, что Иоакиму было восемьдесят лет, когда он умер. Анна тоже умерла, и девочка осталась сиротой в совсем юном возрасте. Надо бы огорчаться, но так как Она всегда была с Богом и постоянно жила спри храме, Она не огорчилась, а усугубила молитву и пообещала Богу сохранить себя в чистоте (т.е. остаться девственной до конца своих дней).

В то время у иудеев почиталось, когда женщина рожает много детей, плодоносит, и это считалось особой благодатью. Тут же Она свою чистоту, свое девство пообещала Богу. В Ветхозаветной истории немного мужчин остались чистыми до конца, например, пророк Илия, пророк Даниил и ещё несколько пророков. А тут Девочка! И это для нас урок.

Во-первых, урок того, что родители должны молиться, не ослабевать в молитве, потому что Господь зачастую не даёт нам того, чего мы желаем, потому что от нас духовного возрастания до той степени, которой мы можем достичь, а не до той, которой хотим. Второй урок в том, что девочка с самых ранних лет была при храме. Её не коснулась мирская жизнь, которая касается всех нас и наших детей. Зачастую мы своих детей готовим для того, чтобы они в этом мире приспособились как можно лучше, получили какие-то престижные должности, хорошую зарплату и потом начали бы жертвовать на храм. Здесь же урок для нас, как родители отдали Богу самое ценное – своего ребенка – сразу же, не строя житейских планов для неё. И третий урок для нас в том, что Богородица решила сохранить свою чистоту для Бога. Это, конечно, не всем под силу, но, тем не менее, это важный урок для нас для современных людей. Особенно это тяжело, когда мы не соблюдаем чмстоту до брака, во время брака или после брака, если у кого-то брак прекращается. А некоторые и в брак даже не вступают, зная, что так им будет комфортней. Вот эти три урока мы должны помнить и, конечно, по мере сил с Божией помощью соблюдать.

Надо сказать, что Богородица почиталась всегда во всем мире. И в Православной Греции Она почитается, и в Православной России Она почитается до сих пор, и почитание это настолько глубоко, что одних изображений Богородицы не перечесть. Есть малоизвестные изображения, которые чудесным образом открываются. Мы, православные люди, ищем себе поддержку у Святых, у Бога, и, конечно же, у Той, Которая Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим (т.е. выше Серафимов и Херувимов). Конечно, она Заступница перед нами рядом с Богом. Её молитвы доходят до Бога быстрее всего, поэтому обращения к Богородице имеют особую значимость и силу. Другое дело, что не всегда мы знаем, как к Ней подойти, как к Ней обратиться, на какую икону свой взор обратить. И здесь Господь нас не оставляет: открывает нам чудесным образом ответ, или как-то в праздник у нас вдруг возникает особое чувство, и мы этот праздник Богородичный особо чтим, или, может быть, в паломнической поездке открывается нам особый образ, которого мы раньше не знали.

Я расскажу коротко о себе. Однажды довелось мне быть в Спасо -Бородинском монастыре, что на Бородинском поле, там женский монастырь. Мы с паломнической группой посетили этот монастырь, помолились. Руководитель группы повезла нас дальше и говорит: «А в этом месте есть интересный монастырь, он только восстанавливается (это был 2001 год), давайте заедем туда! Правда, я не знаю, где он находится». Ехали на автобусе и добрались до развилки. Все мы были приезжие, не московские. Руководитель группы была москвичкой, но она не знала, куда нужно ехать: «Давайте помолимся, и, может быть, Господь откроет нам, куда нужно свернуть: направо или налево». Она вышла из автобуса, потом возвращается и говорит: «Надо же, там, на дороге, сидит старичок, он и подсказал, куда надо ехать». Мы доехали до этого монастыря, который, действительно, только восстанавливался, был ещё в руинах, но в этом месте оказалась чудотворная икона. Она открылась одному крестьянину еще в 15 веке, и называется «Колочская икона Божией Матери». Мы уехали, а я узнал, что эта икона пользуется особым почитанием в тот день, когда у меня родился ребенок. С тех пор я особенно молюсь этой иконе.

Не знаю, какие истории происходили с вами, но думаю, что у каждого есть свой особо чтимый образ Божией Матери, а может быть, несколько. Я призываю Вас молиться Богородице, и да не оставит Она нас своими молитвами!

Пресвятая Богородице, моли Бога о нас! Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.