Однажды в журнале «Фома» (№ 2 (130) февраль 2014г) педагог Ирина Лукьянова поделилась размышлениями: «Современная школа воспитывает наемного работника. Ее задача — обучить за определенное время и минимум денег максимум работников, которые должны будут найти свое место в рамках существующей экономики. (…) Но впихнуть ребенка всеми правдами и неправдами в «топовую» школу, которая воспитывает победителей олимпиад и стобалльников ЕГЭ — вовсе не гарантия успеха. Не каждый ребенок нацелен на академические достижения. А успешность школы оценивается именно по ее академическим достижениям. И даже самые ярые приверженцы гуманистической педагогики, уверенные в том, что основная задача и семьи, и школы — это воспитать личность, на школьных собраниях ерзают и требуют перейти от этих абстракций к вопросу подготовки к ЕГЭ».
В чем же тогда «успешность» школы? Часто говорят о важности системы образования и воспитания. Подумалось, что воспитание, скорее, не система – это жизнь. И школа – это тоже жизнь, а не отрезок времени между каникулами. А жизнь – это чудо, Божий дар, это открытия каждый день, это полнота мгновения, восторг преодоления трудностей, это обретение себя, познание мира и собственной души, преображение человеческих отношений, умножение талантов.
В Евангельской притче о талантах (Мф. 25; 14-30) Господь учит нас, что данные Им дары мы должны использовать в жизни. Да, это очень рискованно. Можно вложить все силы, ошибиться и все потерять, но это все-таки лучше, чем безопасно «отсидеться» в этой жизни. Братская православная гимназия – это люди, которые не боятся рисковать. Это люди, которые не боятся жить и не прячутся от жизни за принятые раз и навсегда схемы и стандарты. Здесь все – и учителя, и ученики, и родители – учатся думать, брать на себя ответственность за собственный выбор, жить здесь и сейчас. Директор гимназии протоиерей Андрей Скрынько считает: «Человеком быть трудно. Легко забывать, разрушать, терять, разочаровывать… А вот помнить, созидать, обретать, соответствовать – возможно только приложив специальные (и немалые) усилия. Это трудно в любой среде. Наша среда благоприятна для многих позитивных устремлений. Но она же и задаёт гораздо более высокий уровень требований для соответствия. Нам не легче и не труднее. Человеком быть трудно везде. Но вот что я бы хотел выделить в этом моём взгляде: если тебя растили и воспитывали в среде, благоприятной для больших дел, а ты потом выбрал жить среди дел маленьких, тебе будет легче соответствовать выбору, но это будет жизненное поражение».
Братская православная гимназия объединяет тех, для кого жизнь – это подвиг. Подвиг – то, что подвигает тебя к идеалу, не дает успокоиться на месте, зовет двигаться дальше и дальше в поиске по-настоящему лучшего, а не удобного для человека, кто бы он ни был: педагог, учитель или родитель.
Может быть, поэтому учеников и их семей в гимназии так немного. 1 сентября в классы войдут всего 116 ребят. «Нас всё меньше,- размышляет отец Андрей. – Это огорчает, потому что, когда нас мало, нам труднее решать стоящие перед нами задачи. Но это одновременно говорит о том, что мы движемся и растем как организм. Мы многому научились, многое приобрели в своем душевном строе, поэтому всё труднее войти в наш организм обычному человеку с улицы, какими приходили сюда большинство семей на протяжении многих лет. Теперь острее чувствуется несоответствие. Как разрешить это противоречие? Мы должны быть открыты и доступны, но тогда не будем двигаться; мы должны двигаться и расти, но тогда к нам надо уже не «входить», а «впрыгивать», на что не у всякого хватает ловкости и решимости. Диалектика, видите ли…».
А как с академической «успешностью»? Вот результаты экзаменов нескольких прошлых лет.
9 класс | 11 класс | |||||||
Русский язык | Математика | Русский язык | Математика | |||||
Усп-сть | Кач-во (4 из 5) | Усп-сть | Кач-во (4 из 5) | Усп-сть | Кач-во (4 из 5) | Усп-сть | Кач-во (4 из 5) | |
2014-2015 | 100% | 89% | 92 %
(1человек-пересдача) |
0 % | 100% | 100% | 100% | 67% |
2015-20016 | 100% | 100% | 100 % | 73 % | 100% | 89% | 100% | 78% |
2016-2017 | 100% | 75% | 87,5 %
(1человек-пересдача) |
62,5 % | 100% | 100% | 100% | 100% |
2017-2018 | 100% | 78% | 78,6 %
(3человека-пересдача) |
43 % | 100% | 100% | 100% | 89% |
Например, в прошедшем 2017 – 2018 учебном году средний балл выпускников 11 класса составил по математике 63 балла, по русскому – 80 баллов. Самый высокий результат по математике достигал 74 баллов, по русскому языку – 96 баллов, по химии – 98 баллов.
Для сравнения: в 2018 учебном году Рособрнадзор рекомендовал ориентироваться на следующие баллы по предметам: математика — минимум, который позволяет учиться на бюджете, равен 45-63 баллам. Для высококонкурентных ВУЗов баллы сертификата должны быть равны 64-100 баллам. Русский язык — пороговый балл, позволяющий претендовать на бюджет в большинстве ВУЗов, – 45-72 балла, а для самых престижных ВУЗов – от 73 и выше.
По результатам поступления выпускников с 2004 по 2018 года Братская православная гимназия выпустила 83 человека, из них на бюджет поступили 65 человек, платно – 18.
Судите сами, “престижно” ли отдавать ребенка в Братскую православную гимназию, чтобы у него были шансы поступить в вуз.
Конечно, в гимназии есть над чем работать: улучшать качество знаний на всех параллелях, принимать более активное участие в исследовательской деятельности и предметных олимпиадах. Хотя это тоже не самоцель. За увеличением процентов во что бы то ни стало здесь не гонятся, стараясь учитывать интересы и способности ребенка. Так, на вопрос: «Какими бы Вы хотели видеть выпускников гимназии и оправдываются ли Ваши ожидания?», который мы задали директору гимназии отцу Андрею, он ответил: «Я всё меньше огорчаюсь и разочаровываюсь в наших выпускниках. Но, возможно, это потому, что я всё меньше придумываю, какими они должны быть, и учусь принимать их не как неудачный результат моих целенаправленных усилий, а как объективный факт: ну, вот такой он, что тут поделаешь…».
Самое главное, что люди в гимназии: и дети, и взрослые – важны и интересны. Здесь все – для них и ими же делается. Наверное, поэтому гимназисты так активны и социализированы, и их школьная жизнь не ограничивается одними уроками.
Во-первых, в гимназии много и всерьез разговаривают с детьми. Обо всем: о вере, Боге и Церкви; о мыслях, чувствах, вкусах, умении делать выбор; о политических и общественных событиях; о прочитанных книгах, звездах, людях; об истории и современности. Разговаривают, потому что дети, их мнение и мировоззрение очень важны для взрослых, которые с ними живут и работают.
Во-вторых, здесь стараются не только «разговаривать» о христианстве, а жить им, и это очень непросто, потому что стать христианином – большой труд для любого человека в любом возрасте, и многое не получается, но есть желание не только знать о Христе и Православии, но и определиться к Ним лично.
В-третьих, в гимназии всегда ищут поле деятельности, поле служения: нельзя «зарывать талант» – земная жизнь быстро проходит, а человек без полезной деятельности деградирует. Ведь взять на себя ответственность за воспитание самого себя и других — значит постоянно отдавать самого себя семье, детям, Церкви. Поэтому в школе очень интересно построена воспитательная работа – через проектную деятельность.
За последние три года в гимназии было реализовано 6 проектов в различных областях: информационной, культурной и образовательной. Проекты очень помогают социализировать детей: воспитывать милосердие и сострадание к ближнему, развивают навыки и компетенции в профессиональных областях и творческие способности, формируют мировоззрение.
Кроме того, это замечательная возможность расширить материальную базу гимназии: так, например, благодаря грантовой поддержке социальных проектов, гимназия получила восемь новых швейных машин и оверлок, комплексную лабораторию “Архимед” для научных опытов и экспериментов, оборудование для журналистской работы юных корреспондентов и фотографов. В общей сложности, за три года в рамках проектной деятельности в гимназию было привлечено более 1 500 000 рублей.
В данный момент на базе гимназии реализуется один краткосрочный и два долгосрочных проекта, еще один – “Добролето-2018” – только что закончился и готовится к отчету, ведь грантовые средства требуют строгой отчетности. Также традиционной и любимой деятельностью для гимназистов являются Рождественские и Пасхальные миссионерские поездки по деревням Братского района, участие в скаутском, трудовом и епархиальном лагерях.
Самым узнаваемым в городе, безусловно, является проект “Сретенский бал”, который проводится уже в течение 5 лет, а в прошлом году был поддержан Губернатором. В рамках реализации проекта была создана городская образовательно-досуговая площадка для молодежи от 14 до 24 лет. Более 100 девушек и юношей из 19 образовательных учреждений города имели возможность несколько раз в неделю встречаться для общения и совместного творчества. 10% участников были на всех балах в течение 5 лет. Около 50% были на Сретенском балу в прошлом году, остальные пришли заниматься впервые. Причем никогда не проводился кастинг и детей не отбирали – учили танцевать всех, кто приходит. В этом году на балу танцевали два мальчика, имеющие инвалидность (потеря слуха) Сложно, но возможно! Все ребята научились танцевать парные танцы: менуэт, полонез, пассадобль, испанский и венский вальсы, польку и бальную кадриль, познакомились с бальными игровыми котильонами, узнали историю жизни прототипов рок-оперы “Юнона и Авось”, чьи жизни и служение неразрывно связаны и с историей Иркутской области. При помощи актеров Братского драмтеатра поставили мини-спектакль по мотивам рок-оперы, где сами участники пели, читали стихи и прозу. Тема Любви, Верности и Преданности не могла не отозваться в юных душах ребят. Показательно, что с каждым годом количество желающих принять участие в Сретенском балу увеличивается, что говорит о важности подобных форм деятельности для молодежи.
Одной из задач проекта была организация деятельности, способствующей раскрытию талантов участников в литературном, сценическом, танцевальном, музыкальном и прикладном творчестве: они сами писали статьи о проекте, проводили фото и видео съемку. Огромен и волонтерский потенциал проекта: все работы по организации и проведению бала проводятся на безвозмездной основе: волонтерами являются хореограф, звукорежиссеры, преподаватели вокала, сценического мастерства, фотографы и операторы проекта, ведущие, руководитель и участники оркестра. Это огромное поле деятельности, которая приносит радость большому количеству людей и учит каждого вносить посильный вклад в дело служения ближнему.
В наступающем учебном году традиция бала будет продолжена уже в новой форме: Сретенский бал станет мероприятием благотворительным, а собранные средства пойдут в помощь Кризисному центру для женщин и матерей с детьми, который планируют открыть на базе прихода св.прп. Сергия Радонежского в п. Гидростроитель.
В рамках грантовой поддержки существует еще один долгосрочный проект – Детский Информационный центр Братской епархии. Это действующий мультимедийный портал, в котором работают (кроме руководителей журналистов и фотографов) исключительно дети. Всего за год своего существования ребята выпустили около 100 материалов, отсняли более 1500 фотографий и смонтировали несколько роликов. Все желающие могут подписаться на новости Детского Информационного центра: https://vk.com/public152433502
Самый интересный проект – это, конечно же, “Путь к успеху”. В рамках этого проекта на базе Братской православной гимназии создана комплексная инновационная экспериментальная площадка для профориентации, духовно-нравственного воспитания и самореализации учащихся средней и старшей школы. В рамках проекта будет проведено 25 мероприятий с общим количеством участников не менее 1500 человек.
Таким образом, наступающий год для Братской православной гимназии ожидается насыщенным и интересным. Радостно, что гимназия не замыкается в себе и щедро делится лучшими находками со всеми желающими – каждый, кому это интересно, может стать соработником гимназии на любом близком ему поприще. Ведь это так увлекательно – учиться думать, учиться чувствовать ответственность за себя, свою жизнь, окружающих людей и порученное дело. Это так интересно – наблюдать за тем, что происходит вокруг, анализировать происходящие события и понимать закономерность происходящего в жизни. Это так важно – хотеть и уметь действовать там, где ты сейчас, и видеть, как даже твоими малыми трудами ты можешь в этом мире изменить что-то к лучшему для тех, кто рядом. Это так радостно – прикладывая усилия, расти над собой вчерашним, побеждать свои трудности, приобретая опыт для души и жизни.
В преддверии 1 сентября мы попросили отца Андрея пожелать что-то ученикам, учителям и родителям в наступающем учебном году, чтобы он стал активным, творческим и дал возможность развития всем участникам учебного процесса, и батюшка, обращаясь ко всем нам, сказал: «И всё-таки желаю – расти и двигаться. Жизнь – только в движении. Нет движения – ты умер. Давайте двигаться, расти, изменяться… Давайте жить насыщенно и по-настоящему. Но для этого придется принять такое правило: у нас в жизни будет то, что мы создадим своими силами; ждать не от кого. А если и есть от кого, то ждать нельзя, надо трудиться. Господь подаёт: трудящемуся – плод, бездельникам – милостыню. А для тех, кто постоянно и всем недоволен – хоть фантазеров, хоть критиканов, – чудес не будет. Чудо – это и есть плод для трудящегося, а не милостыня для бездельников».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: