Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником Обрезания Господня и с днем памяти Василия Великого, архиепископа  Кесарии Каппадокийской.

Праздник Обрезания Господня не входит в число двунадесятых и находится в тени двух праздников, стоящих с обеих сторон от него: Рождества Христова и Крещения Господня. Этот праздник, можно сказать, сейчас дает нам воспоминание о Ветхом Завете, потому что сам обряд Обрезания символизировал присоединение к народу Божию. В восьмой день приносили младенца в храм и через молитву и действия священника совершали это присоединение по обещанию Аврааму от Бога, что все его верующие потомки будут народом Божиим, о котором Бог будет заботиться, богоизбранным народом.

Когда Христос пришел на землю, возрос и принес свое учение, умер за нас, Воскрес и создал Святую Церковь, то апостолы в миру исполняли волю Бога, и народ Божий составляли уже не только евреи по крови, но и все верующие во Иисуса Христа, и потому само Обрезание было распространено в среде иудейской, еврейской. Те, кто не хотел нарушать старый Завет, но и присоединялся к Новому, были и христианами, и по-старому были обрезаны.

В Новом Завете присоединение к народу Божию являет Таинство Крещения, когда всякий верующий во Иисуса Христа приходит, исповедует свою веру  и просит Бога о милости, Благодати Духа Святаго, чтобы жить в этой Благодати и спасать свою душу.

Но часто, чтобы прийти к новому, нужно пережить и ветхое. Чтобы жить по Благодати Духа, нужно научиться сначала жить и по Закону, то есть исполнять все установления, для человека утвержденные. Как говорят святые, чтобы “обрезать свою волю”. Послушание является своего рода обрезанием воли: только через  отдание своей воли в Руки Божии мы можем действительно считать себя Божиими людьми.

Потому-то и святитель Василий Великий, память которого мы сегодня празднуем, так много потрудился именно для установления человеческих законов и обычаев в правильном почитании Бога и в правильном аскетическом опыте для нас, христиан. Потому-то им были составлены Уставы монастырские, Уставы церковные. Для того, чтобы через послушание, через молитву, через труд в монастыре человек мог пройти через законничество и прийти к свободе духа.

Потому и нам с вами даны несложные церковные установления и послушания: исполнение молитвенного правила, почитание воскресного дня, соблюдение церковных постов. Все это для того, чтобы мы не впали в гордыню, не впали в прелесть, не присоединились к тому множеству людей, которые говорят, что “Бог у них в душе” и они сами с Ним общаются, поэтому им не нужны никакие ограничения и Церковь им не нужна. Такие люди, несомненно, находятся в прелести духовной, и чтобы оградить нас от такого восприятия духовности, Церковь нам дает правила. Для каждого человека, который хочет жить с Богом в Церкви, эти правила не сложные и занимают от  получаса до часа или двух в день: молитва, чтение, дела милосердия. Все равно Господь соблюдает эту «пропорцию», которую изначально установил для людей: «Шесть дней делай свои дела, а седьмой Богу посвяти». И через исполнение этого закона, этого несложного правила, мы ограждаем себя от гордыни, самомнения, впадения в ереси. Потому-то мы должны Бога благодарить за дарованную Им милость – через ветхое войти в новое, через законничество войти в Благодать.

Будем всегда помнить о том, что Церковь наша – Церковь свободы духа. Но только чтобы эту свободу получить, нужно возрасти: возрасти в трудах духовных, в послушании Церкви, в отречении от своей греховной воли.

Будем стараться, брать пример со святого Василия, помнить все труды и подвиги Господа ради нашего спасения в дни Святого Рождества, когда Он пришел в мир, чтобы спасти род человеческий, будем благодарны Ему за это, будем жить с Ним в молитве, послушании Его Святой Церкви.

Да благословит вас Господь!

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.