Проповедь епископа Максимилиана в Неделю Марии Египетской в храме Матери Божией в честь Ея образа «Призри на смирение» поселка Большеокинск.

Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с нынешним воскресным днем!

Очень давно хотел я побывать у вас с Богослужением, но не позволяли размеры этого маленького храма. Но вы потрудились и пристроили алтарь – такой красивый, традиционной архитектуры, со сводами. И стало возможным теперь служить Литургию в этом храме архиерейским чином, что и совершилось сегодня.

Ваш приход стал одним из первых в новой Братской епархии: объезжая территории, не осененные еще до этого момента крылом Православия, мы увидели, что в поселках Большеокинское, Калтук и других никогда не было священников, и решили устроить здесь для вас приходы.

Слава Богу, откликнулись люди, нашлось помещение, нашелся неравнодушный батюшка (и даже несколько священников, которые окормляли этот приход). Конечно, у нас немало трудностей: материальная скудость, недостаточно священников и певчих, чтобы каждое воскресенье в каждом поселке служить Литургию. Но, Слава Богу, что, несмотря на все трудности, Литургия у вас служится. И даже сегодня мы смогли провести соборную службу – сегодня здесь, у вас, находится центр Братской епархии: архиерей, священники, диаконы и миряне собрались прославить Господа. Очень радостно, что вы пришли сегодня на эту службу, многие приехали из других поселков. Слава Богу! В этом есть наше единство христианское, христианская радость, когда мы соединены любовью к Богу и друг к другу через Церковь. Великое счастье, утешение и упование будущего века –принимать всем вместе участие в Таинствах Церковных.

Многие люди не понимают, что будет будущее Вечное Царствие, многие в это не верят. Многие даже в храм приходят для того, чтобы их земная жизнь стала лучше: здоровье пришло от Бога, благополучие, успех, не понимая, что Господь приходил не ради земной жизни. «Царство Мое не от мира сего», — говорил Господь (Ин. 18; 36). Он всеми своими действиями и словами показывал, как мы должны измениться здесь, на земле, чтобы полюбить Небесное. Чтобы через эту Небесную любовь  и наша земная жизнь стала другой, чтобы мы преобразились в ней: стали по-настоящему подобными Богу, изгнали из своей жизни всякий грех, всякую страсть и приобрели добродетель, приобрели любовь друг ко другу. В Священном Писании сказано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (Ин. 4; 20-21). Здесь, на земле, мы как раз стараемся через любовь к ближнему нашему возлюбить Бога и в молитве к Богу обратить эту любовь в любовь к ближнему. Так мы пытаемся прийти к Богу в Его Небесное Царство.

Сегодня в Евангелии мы слышали просьбу двух учеников и их матери ко Господу: «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10; 32-40).

Господь понимает, как мелко они мыслят, как они думают не о том, что подобает. Здесь, на земле, мы можем быть разными. И совершенно не факт, что, благодаря нашему человеческому суждению, все случится так, как мы думаем: «Этот плохой – он будет в аду, этот хороший – в раю». Все подобные суждения неправильные. Люди настолько разные и сложные! Кому-то все дано от рождения: и родители хорошие, и воспитание, и характер, и обстоятельства жизни – только живи хорошо, угождай Богу, и будешь хорошим. А другой родился в непростой семье, с плохим характером, его не воспитывали должным образом, рос в неблагоприятной среде. Неужели с них будет одинаковый спрос в Царствии Небесном? Конечно, нет. Кто больше над собой потрудился – тому больше и дано. Поэтому и говорится, что кающиеся грешники вперед мнимых праведников войдут в Царство Божие.

Сегодня мы слышали в Священном Писании и о том, как блудница, зная свои грехи, раскаиваясь, понимая, что сама не в силах, может быть, побороть свою страсть, свою уже укоренившуюся привычку, припала со слезами к ногам Господа, омывая их своими слезами и мазала их драгоценным миром, которое, наверняка, купила на все свои сбережения. И слезы ее, наверное, были еще драгоценнее, чем миро. Ведь когда мы можем оплакивать свои грехи, мы на правильном пути. Святые отцы говорили, что как невозможно сделать наши руки чистыми, не омыв их водою, так невозможно очистить душу, не омыв ее слезами покаяния.

Никто из нас не знает, чем закончится наше земное существование: положительным ответом Бога о Царствии Небесном для нас или наоборот. Поэтому мы каждый день должны стараться, трудиться над собою, преображать себя в тех условиях, в каких мы находимся, и никого не осуждать. Человек, который судит о другом, не имеет ясной возможности судить себя и правильно понимать себя: он уже занят осуждением другого. Грех осуждения заключается как раз не столько в том, что мы имеем какое-то суждение относительно другого, сколько в том, что мы перестаем смотреть на себя, теряем время и не видим собственных грехов и падений. Мы сами вовлекаем себя в этот бесконечный водоворот суждений: о соседях, властях, батюшках в Церкви – обо всех, а о себе и подумать «некогда». А с другой стороны, получается еще и приятно: если кто-то плох, то на его фоне мы выглядим почти «совершенными». Как часто у нас люди говорят: «Я никого не убил, не украл, честно трудился, поэтому я вполне хороший» — и даже не стараются задуматься о себе – а в чем же я плох?

Церковных людей это касается в меньшей степени, потому что при подготовке к исповеди мы стараемся искренне рассмотреть свою жизнь и увидеть изнутри, в чем мы больше всего грешим, что больше всего тяготит нашу душу, что нам мешает быть радостными, счастливыми. Что нам мешает быть в молитве в храме и дома? Что нам мешает радоваться чтению Священного Писания? Что нам мешает творить дела милосердия, к которым призывает нас Господь?

Господь учит нас: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25; 34-40).

Через тех людей, которые рядом с нами нуждаются в утешении: больные, бездомные, скорбящие, неимущие – приходит к нам Господь. Что сделаем мы для такого человека – то и будет свидетельствовать о вас на Страшном суде как сделанное для Господа.

Духовная наша жизнь многообразная и многосложная, это нужно понимать. И только по Милости Божией мы можем надеяться быть в Царствии Небесном.

Есть такая история. Одного батюшку однажды спросили, что его больше всего может удивить в Царствии Небесном. И он ответил: «Если я попаду в рай, то удивлюсь трем вещам: во-первых, если не увижу там тех, кого ожидал увидеть; во-вторых, удивлюсь, если увижу тех, кого не думал там увидеть. И, наконец, я буду удивлен, если окажусь там сам!».

Царствие Божие совсем не гарантировано для нас. И только наше желание, усилие сверх обычных дел, подвиг движения вверх может приближать к Небесному нашу душу. Кто-то живет один или уже на пенсии и может посвятить себя Богу и устроить свою жизнь так, как хочет, для Него: хоть каждый день в храм ходить, Священное Писание читать. И он может думать, что лучше всех постится и Богу служит. А у другого человека дома детей много, семья, хозяйство, работа сложная – как сосредоточиться? Но его труд служения Богу среди его дел, когда человек старается находить для этого хоть недолгое время, может дать ему больше благодати, чем даже молитвенный труд человека, чье служение Богу более «комфортно». Всегда нужно понуждать себя трудиться Богу чуть больше, преодолевать и комфорт, и трудности, и ленность – только тогда можно получить благодать Божию, когда прольешь духовный пот и слезы. И это есть главное свидетельство того, что мы находимся на пути спасения.

Да благословит вас Господь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.