“Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

(прп. Амвросий Оптинский).

В этой статье пойдет речь о старейшей прихожанке храма Всех Святых в земле Российской просиявших – Макушевой Александре Прохоровне, а для меня – о бабе Саше. С бабой Сашей и бабой Валей (Максимовой Валентиной Дмитриевной) я дежурила на протяжении нескольких лет. За эти годы они стали для меня родными и близкими людьми. Чистая душа, постоянная молитва и абсолютная, детская вера в Бога – это про них. В любую погоду, при любом самочувствии – в храм, потому что храм для них – дом родной.

Александра родилась 24 июня 1940 года в деревне Тельмень Челябинской области, ровно за год до Великой Отечественной Войны, в семье Курбатовых – Прохора Федоровича и Татьяны Яковлевны.

Всего в семье было шестеро детей – брат Михаил (живет в Башкирии) и пятеро сестер, из которых в живых остались сама баба Саша и ее сестра Евдокия, которая осталась жить на родине, в Катав-Ивановске Челябинской области. Старшая сестра Анна тоже жила в Братске, но рано отошла ко Господу. Ее сына Евгения вырастила баба Саша.

Семья Курбатовых была верующей, родителей уважали в деревне за их мудрость и благочестие. Дедушка и бабушка по отцу держали коней, а родители мамы держали пасеку и хозяйство. Все они были глубоко верующими людьми. Как вспоминает баба Саша, дедушка, заходя в дом или выходя из него, всегда с крестным знамением кланялся на иконы, находящиеся в Красном углу. В семье соблюдали все посты и отмечали неукоснительно православные праздники, работа в эти дни останавливалась.

Ближайший храм был в городе Катав-Ивановске, в 40 километрах от деревни, поэтому часто выбираться на службы не получалось, в основном на Великие Праздники и на крещение детей. Правда на Пасху разливалась река и в храм добраться было невозможно, поэтому встречали праздник дома, чтением Библии в красном кожаном переплете, оставшейся в наследство от дедушки – папиного отца. Еще была традиция в деревне на Пасху зажигать светильники у каждого дома, а в полночь стрелять из ружей, благо охотников было много. А уж на праздники Рождества Христова, Николая Чудотворца, Троицы – всей семьей в храм Катав-Ивановска добирались на телеге. На Троицу срубали березку, украшали ее лентами и несли через всю деревню с молитвами, а потом опускали в реку. Крестные ходы в то время были запрещены. Эта традиция была утрачена после того, как деревня разрослась, появилось много стороннего люда.

Также от дедушки по отцу к семье Курбатовых перешли иконы чеканной работы, которые дети начищали к праздникам и большой домашний иконостас, перед которым молились всей семьей, утром, вечером и перед вкушением пищи. «Отче Наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ Веры» читались в семье постоянно. Мама Татьяна Яковлевна, будучи неграмотной, знала эти молитвы наизусть. Была в деревне благочестивая женщина, может и монахиня (баба Саша запомнила ее всегда одетой только в черную одежду), крестившая детей в младенчестве мирским чином, читавшая Псалтырь по усопшим. А потом Таинство Крещения восполнял священник в церкви через Таинство Миропомазания, в том числе Александры и ее брата и сестер, правда это таинство в храме они приняли уже в школьном возрасте.

Когда началась война, семья выжила благодаря домашнему хозяйству и лесу – ягодам, грибам, дичи. Отец работал в леспромхозе, охотился и рыбачил, на фронт его не взяли, так как на финской войне он был контужен, а следствием контузии были припадки. Мама пекла лепешки из отрубей и щавеля, с мукой были проблемы. Баба Саша до сих пор помнит вкус запечённых в чугунке в русской печке: репы, моркови, брюквы – лучше любого компота. Картошка, горох, соленые огурцы и капуста, которые заготавливали на зиму бочками. Так и выжили. Дяди бабы Саши воевали на фронте, вернулись домой живыми, ведь за них было кому молиться. Баба Саша хорошо помнит окончание войны (ей исполнилось 5 лет) – песни под гармошку, крики радости, слезы…

В деревне Тельмень была школа-семилетка, после окончания которой Александра работала и в поле на уборке урожая, и в лесу, на пихтоварке. Познакомилась с будущим мужем Николаем и в 18 лет вышла замуж.

Свекровь досталась Александре добрая, благословила на брак с сыном иконой святителя Николая Чудотворца (икона до сих пор цела, фотографический вариант, очень похожий на икону моей бабушки-церковницы Анастасии). Родился сын Анатолий, муж ушел в армию на 3,5 года. После его возвращения переехала молодая семья на жительство в Ташкент, в котором жил дядя мужа. В Ташкенте родилась дочь Людмила. Но недолго семья оставалась в Ташкенте – у мужа появились язвы на ногах из-за знойного и душного климата, поэтому вернулись в родную деревню.

В 50-годы прошлого века началось строительство Братска, и семья решила переехать в Сибирь. Поселились в Анзеби, и, почти год прожив во времянке, получили квартиру. Муж Николай устроился шофером на перевозку леса, а Александра в столовую кондитером.

Сын ходил в школу и присматривал за младшей сестренкой на пару с доброй соседкой, пока Александра была на работе, в детский сад попасть было непросто. С мужем Николаем жили в любви и согласии, дети выросли.

Сыграли свадьбу дочери Людмилы, а через полгода Николай отошел ко Господу, прожив 45 лет. Шел с работы домой, стало плохо, Людмила его и нашла на дороге. Отпевание было в открывшемся тогда Успенском храме Падуна, куда баба Саша иногда ездила на богослужения. Полгода баба Саша не могла прийти в себя, так велика была ее потеря, но время лечит – дети, внуки – жизнь пошла своим чередом, а баба Саша стала все чаще ходить в храм. В 90-е годы началось строительство храма прп. Андрея Рублева (ныне Всех Святых в земле Российской просиявших), и баба Саша стала посещать этот храм – до сих пор помнит тазики с песком вместо подсвечников. В это же время в храме появился молодой прихожанин — будущий настоятель храма Андрей Огородников. Добираться до храма приходилось в два этапа – сначала доехать до автостанции на автобусе, а потом пешком, поэтому ходила в храм только на выходные и праздники. Да и хозяйство еще держала после сокращения на работе – завела корову.

В 2000 году бабе Саше дали квартиру в Братске, тогда и появилась возможность бывать в храме чаще. Еще Клавдия Иннокентьевна, на тот момент старшая дежурная, предлагала бабе Саше дежурить на свечах, но она отказывалась, боялась что-нибудь не так сделать, а вот в трапезной помогала – дело то привычное. Уже позже согласилась с предложение старшей дежурной Чувашовой Елизаветы Ивановны дежурить на свечах. А когда в храме появилась баба Валя, стали дежурить вместе по субботам.

Став священником, отец Андрей всегда опекал бабу Сашу, молился за нее, особенно когда подступили возрастные болезни. Много раз по молитвам батюшки баба Саша вставала на ноги, иногда приступ настигал в храме, помолится батюшка и полегчает. Иногда и в больницу вместе попадали, когда самому батюшке нездоровилось. Надо бабе Саше на обследование – батюшка благословит, просфорой со святой водой поделится, угощением, которое принесут из дома. Целый год после ухода батюшки сокрушалась баба Саша. Но и сейчас знает, что молится он за нее. За последние три года перенесла очередной инфаркт, операцию на сердце, серьезные проблемы с желудком, но, каждый раз, возвращается к жизни практически чудом. Молитвенница баба Саша – за детей, внуков, батюшек и прихожан, поэтому держит ее Господь на земле. Все дети и внуки крещеные, но в храме бывают редко. Давно замечено, что в семье есть хоть один человек, который ходит в храм и молится за своих близких, такой крест дает ему Господь и нести его нужно до конца жизни, не смотря на болезни и немощи.

«Будем жить, сколько Богу угодно!» — часто повторяет баба Саша. Ее любят все – и родные, и прихожане нашего храма. Когда человек живет с Богом, к нему тянутся, потому что чувствуют его любовь, его светлую и добрую душу.

Марина Ульева.

По материалам сайта храма Всех святых в земле Российской просиявших.

Перейти в фотоальбом

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.