Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, за Божественной литургией мы слышали евангельское слово о божием милосердии, о чуде веры – Господь исцеляет бесноватого отрока. Об этом чуде нам повествует евангелист Матфей. Он рассказывает о том, как это чудо совершилось по просьбе отца этого несчастного мальчика. Отец, подойдя к Иисусу Христу, просил: «Господи, помилуй сына моего. Он в новомесечье беснуется, многократно впадает в огонь и в воду. Я просил изгнать беса из него твоих учеников, но они не смогли».

Заметим, братья и сестры, что отец просит именно о сыне своем, не за себя, хотя наверняка и сам он измучился с сыном, который претерпевал насилие от дьявола и уже не имел своей собственной воли и влекомый бесом впадал то в огонь, то в воду. Влекомый бесом он наверняка доставлял немало страданий (в том числе и душевных) своему отцу. Но отец не говорит Иисусу Христу: «Какой он бедный и несчастный. Сил у меня нет терпеть выходки бесноватого сына. Пожалей меня и что-нибудь сделай с моим сыном, чтобы он успокоился, а мне было бы хорошо». Он просит именно о своем сыне, о нем сожалея, о нем страдая. Просит помиловать его и Господь эту просьбу исполняет.

Но прежде мы слышим, как Господь с упреком говорит: «О род неверный и развращенный! Доколе буду терпеть вас». И когда привели к нему бесноватого отрока, Господь изгнал из него беса. Но к кому были обращены эти слова «род неверный и развращенный»? К апостолам, к которым отец уже обращался и которые не смогли изгнать беса? К отцу? Или к самому этому отроку? Что он такого мог сделать, что открыл в свою душу дверь для бесовской силы, которая полностью парализовала его волю, так, что он стал игрушкой в бесовских руках? Или слова были обращены к окружающим в тот момент Иисуса Христа людям, которые часто такие чудеса наверняка воспринимали как нечто выдающееся и может быть просто ходили за Иисусом Христом глазеть на различные чудеса? Ко всему обществу в целом, которое не узнало в Нем истинного Мессию, Божиего Помазанника, обещанного пророками, пришедшего во плоти Сына Божиего? Или к нам, читающим эти строки, обращены эти слова?

Здесь бывают разные мнения. В зависимости от того, как расположена наша душа, наша совесть, мы либо подумаем, что это сказано о других, либо с укоризной увидим в самих себе недостаток веры и недостаток благочестия. «О род неверный, неверующий и развращенный. Доколе Я буду терпеть вас!». Эти слова вполне могут относиться и к нашему современному обществу и мы, может быть, не самая лучшая, но тем не менее, часть этого общества. И значит, нас тоже могут касаться эти слова, и нам есть о чем задуматься. Почему в нашей жизни Господь не производит благие перемены, на которые мы надеемся но для которых, быть может, ничего не предпринимаем, слишком надеясь на божие милосердие, на божие долготерпение. До такой степени надеясь, что это приводит нас к расслаблению душевных сил, к надежде, что кто-то другой сделает что-то очень важное в нашей жизни, а мы лишь получим уже готовое. Здесь есть о чем задуматься каждому из нас.

Очень важные слова Господь говорит и апостолам после того, как совершилось это исцеление и разошлись люди. Наедине апостолы спросили Иисуса Христа: «Почему мы не смогли исцелить его?». Господь говорит: «За неверствие ваше. Если вы будете иметь веру хотя бы как горчичное зерно и скажете горе сей: «Передвинься и ввергнись в море» — будет по слову вашему. А сей род не исходит только молитвою и постом». Очень важно, оказывается, иметь веру. Даже пусть она будет маленькая, как горчичное зерно, но и она сможет горы переставлять. Если в нашей жизни не происходят с нами благие перемены, о которых мы просим, если наша жизнь не меняется, если наше покаяние остается бездейственным, если оно остается всего лишь недовольным брюзжанием о наших недостатках, о недостатках наших близких, значит мы сами мы не предпринимаем никакого деятельного участие в том, чтобы измениться и не просим Бога помочь этому изменению.

Святитель Василий Великий говорит: «Бог не спасает нас без нас». Если мы сами не будем ничего предпринимать, ничего и не произойдет. Бог не будет вмешиваться в нашу жизнь без нашей просьбы и без нашей воли. Если мы не дадим место Богу в нас действовать, то придет лукавый враг и будет вкладывать в наш ум, в наше сердце помысли и желания лукавые, которые мы по неопытности своей будем принимать за свои собственные и следовать путем греха, путем погибели. Но если мы по-настоящему ведем жизнь воздержанную, если мы молимся Богу, то в нашей жизни уже не будет места лукавому. Святитель Феофан Затворник говорит: «Посмотрите, как молитва постороннего человека помогла изгнать беса из этого отрока». А что говорить о том, если человек сам соблюдает пост и молится! В человека постящегося и молящегося нет входа для силы бесовской. От такого человека, говорит святитель Феофан Затворник, бесы бегут. Поэтому необходимы пост – как внешнее ограждение и молитва – как внутренне устремление человеческой души к Богу. Тогда извне и изнутри человек будет огражден от бесовского влияние. И извне и снаружи жизнь человеческая будет устроена по божией вол и по божиим заповедям. И значит жизнь человека будет с Богом и в Боге. Вот такое благотворное действие может произвести в нас то, что мы делаем по вере. Наши дела веры – пост и молитва – могут нас с Богом сочетать. А силу бесовскую от нас прогнать. И поэтому, если мы действительно молимся Богу, если мы стараемся жить воздержанно, то не следует нам бояться страхом неразумным каких-то козней дьявольских, которые может быть расставлены на нашем жизненном пути как ловушки.

Если по молитве того отца бесноватого отрока, по искреннему его обращению к Богу, Господь совершает чудо, то уж конечно когда мы сами за себя молимся и сами стараемся жизнь христианскую вести, то Господь в нашей жизни присутствует. Он благодатью Своею нас осеняет. Но вспомним что для всего этого нам нужна вера, хотя бы маленькая, как горчичное зернышко, но она должна быть в нас. Когда теряем мы веру, с этого начинаются наши беды, наши падения. От потери веры могут страдать и наши близкие, если из нашей жизни никто не сможет извлечь для себя урок веры, благочестия, если никто, посмотрев на нас, не захочет стать христианином, то напрасно мы проживем свою жизнь. Если мы не сможем посеять в людских сердцах хотя бы маленькое зернышко веры, все наше общество будет терпеть ущерб. Одного-двух верующих людей наше общество не досчитается из-за каждого из нас, а вместе сложить – это сотни, тысячи. А мы будем продолжать сетовать, ворчать, что жизнь плохая, что вокруг нечестные люди. А что мы сделали такого, чтобы они перестали это делать? Чтоб они захотели стать христианами, покаялись, перемени свою жизнь? Мы показали ли им пример веры и благочестия? Увидели ли он в наших глазах тот огонь веры, радости духовной, счастья в общении с Богом? Блеснула ли в наших глазах та искорка, чтобы они могли ее увидеть и захотеть также стать христианами? Вот об этом стоит задуматься. Стоит нам так проводить свою жизнь, так радоваться общению с Богом, чтобы без утайки это было видно остальным. Не нужно притворяться, не нужно напускать на себя лишних эмоций, которых нет. Но нужно делиться своей радостью жизни с Богом, радостью той чистоты духовной, которое дает покаяние, радостью того богообщения, которое дает нам таинство Святого Причащения. Если они захотят также стать христианами один-два, а вместе это уже тысячи и сотни тысяч в нашей стране, тогда жизнь наша может измениться. Может. Если мы будем сами жить по вере.

Будем, братья и сестры, хранить в себе веру. Пусть она будет маленькая, но она сможет горы греха ввергуть в море покаянных слез. И тогда совершится чудо и жизнь наша измениться и мы будем вместе с теми людьми, которых может быть когда-то недолюбливали, против которых у нас были недобрые помыслы, веровать и вместе с ними идти путем добродетельной жизни к Царствию Небесному. Аминь.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.