Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, Евангельское слово учит нас правильному отношению к заповедям Божиим, к самим себе и к ближним своим.

В Евангелии от Луки, отрывок из которого сегодня читался, повествуется о том, как однажды Господь проповедовал в синагоге, и была в этом собрании скрюченная (согбенная) женщина. Женщина была согбенной – cкорченной, и такой она была уже восемнадцать лет, и никто не мог ей помочь. Господь же, обратившись к ней, сказал: «Женщина, освобождена ты от недуга твоего». И она тотчас стала здоровою. На это чудо  начальник синагоги отреагировал по-своему. Он, исполнившись гнева на Господа Иисуса Христа, обратил свой гнев на собравшихся и сказал им с упрёком: «Зачем вы приходите исцеляться в день субботний, когда ничего не должно делать? У вас есть шесть дней, в те дни и приходите исцеляться». А Господь ответил ему: «Лицемер, разве не каждый из вас в субботу отвязывает вола или осла, чтобы он шёл и напился воды? А вот эта дочь Аврамова была связана сатаною восемнадцать лет. Неужели не надлежало её отвязать, разрешить от недуга»? И люди, собравшиеся в синагоге, дивились словам, исходящим из уст Его.

Вот такое Евангелие предлагается нам сегодня для размышления. Как нам сегодня приложить это Евангелие к жизни своей? Ведь мы уже христиане, уже не те люди, которые собираются в синагоги; не те, кто никогда не видел и не слышал ничего подобного, кто не знал, кто такой Христос. Мы, может быть, неоднократно это место из Евангелие читавшие, знаем, кто такой Христос, что Он для нас сделал, потому и стали христианами, потому и веруем в Имя Его и стараемся соблюдать Божии заповеди. Мы тоже пришли в собрание: Церковь – это собрание верующих людей. К себе ли мы отнесем упрек Христов: «Лицемер»? К себе ли мы отнесем упрек: «Зачем вы приходите исцеляться в субботу»? Или мы к себе отнесем слова, которые Господь Иисус Христос сказал о больной женщине: «Вот, она восемнадцать лет уже была связана сатаною, разве не надлежало её отвязать, разрешить от недуга её»?

Славянское слово «разрешить» переводится по-русски как «отвязать». Когда мы приходим в храм исповедовать свои грехи, после совершения покаяния в своих падениях и грехах при свидетельстве священника пред Богом, священник, накрыв нашу главу епитрахилью, читает молитву, которая называется разрешительная. Это не значит, что человеку теперь разрешается грешить, а это значит, что он разрешен от своих грехов, отвязан.

Справедливо говорит апостол: «Кто кем побежден, тот тому и раб». Если человек побежден грехом, он раб греха. И женщина, которая восемнадцать лет была согбенной и из-за недуга своего была приклонена к земле,  по свидетельству самого Господа, имела духовное основание своей болезни. Господь говорит, что её сатана связал на восемнадцать лет и после того как Господь её освободил от насильства диавольского, она стала и телесно здоровой: помимо духовной свободы, получила и телесное освобождение.

Мы с вами, братья и сестры, каждый, в большей или меньшей степени, имеем греховные недуги. Каждый из нас, в большей или меньшей степени, зависим от какого-либо греха, иногда от нескольких грехов. Грехи укореняются в нас через помыслы, через навык греха, через повторение одного и того же греха становятся в нас страстями и порабощают наши души, порабощают и наши тела, потому что и тело становится вовлеченным в грех. Мы как бы больны грехом и требуем исцеления, но в то же время наши души связаны этим грехом и требуют, помимо врачевания, их освобождения, потому и приходим мы каяться, потому и исповедуем перед Богом свои согрешения. Получаем от Бога не только исцеление души, но и свободу. Для того и приходим мы в храм Божий.

Если Господь, как мы слышали из Евангелия, милосердствует о людях и с милосердием относится к ним, невзирая на лицемерные нападки начальника синагоги, то Господь и ныне врачует и освобождает человеческие души. Значит, прийти в храм Божий для нас с вами означает прийти не только по какой-то житейской нужде, необходимости. Прийти в храм Божий и быть за Богослужением – это значит не только зажечь свечу, поставить её, развернуться и выйти. Прийти в храм Божий –  это значит не только молиться Богу о своем собственном благе или о благе своих близких людей. Но прийти в храм Божий – это значит ещё и получить исцеление души и духовную свободу. Если мы для этого приходим в Божий Храм, если мы так будем дорожить днём воскресным, чтобы накануне исповедовать свои согрешения, чтобы в день воскресный приобщиться Святых Таинств, то, значит, не напрасно мы будем приходить в храм Божий.

Та исцеленная Христом женщина, о которой сегодня читалось в Евангелие, восемнадцать лет страдала и в один миг получила исцеление. И мы не будем откладывать своё духовное исцеление, не будем откладывать своё духовное освобождение, будем чаще прибегать к спасительным Таинствам покаяния и исповеди, будем чаще прибегать ко спасительным Тайнам Тела и Крови Христовых, чтобы нам разрешиться от своих греховных недугов и быть вместе со Христом, в общении с Ним. Каждый раз, приходя в храм в день воскресный, постараемся проверять свою душу. Если мы не готовы приступить к Чаше, если мы не готовились причащаться, не исповедовались, то зададимся вопросом: почему? Почему я себе в этом отказываю? Почему я ещё себе оставляю время ходить в духовном рабстве, ходить согбенным? Потому что грехи человека пригвождают к земле, и он действительно становится духовно согбенным.

Если бы у нас были открыты духовные очи и мы видели свои души, каковы они на самом деле есть; если бы мы могли видеть то уродство, которое в нас вызывает грех, как бы мы плакали о своих грехах! И если бы мы видели ту красоту духовную, которую дает нам Христос, прощая наши грехи; если бы мы видели, как красива душа здравая, исцеленная от грехов, освобожденная от страстей, мы бы к этому стремились, мы бы этим дорожили этим, мы бы каждый день воскресный не отказывали себе, а исповедовались и причащались Христовых Таинств; и радость от этого духовного освобождения, радость этой свободы, радость этого исцеления духовного сами бы испытывали и могли бы делиться ею с другими.

Но если мы отказываем себе в этом, если в воскресение от воскресения, приходя в храм Божий, мы не исповедуемся и не причащаемся, то наши греховные недуги влекут нас в итоге в печаль, в расслабление, и мы как вошли в храм с каменными лицами, так с каменными лицами и выходим. И какую радость мы можем другим людям принести, каким огнём мы зажжём их, если душа холодна, если лица печальны?

Будем дорожить, братья и сестры, этой духовной свободой, которую может дать нам один только Христос. Никакие другие практики, никакие другие способы духовного якобы саморазвития  не могут нам в этом помочь. Только Господь во Святых Таинствах Своих может дать нам подлинную духовную свободу и подлинное душевное здравие. Будем приступать к этим Таинствам, будем молиться Господу, будем приобщаться Святых Христовых Таин и пребывать вместе с Ним, постараемся хранить тот мир, ту радость о Христе Иисусе, которую только Он и может нам подать. Аминь.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.