Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Братья и сестры, поздравляю Вас с воскресным днём! Сегодня за богослужением мы слышали евангельскую притчу о безумном богаче, которого постигла незавидная участь: как только он собрал большой урожай и приготовился жить беззаботно, Бог явился ему и сказал, что сию же ночь душу твою возьмут от тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? И Господь наш Иисус Христос заканчивает Своё повествование такими словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Что означает выражение богатеть в Бога? Как это возможно? Что нужно для этого делать? Для начала задумаемся на минуту над тем, что вообще означает термин «богатство». Словом «богатство» мы привыкли обозначать полноту различных материальных ценностей, служащие для удовлетворения телесных потребностей. Тем временем термин «богатство» часто используется для обозначения полноты ценностей нематериальных, как например богатство добродетелей, знаний, премудрости, веры и т.д.

Всё богатство, какое только доступно человеку, и материальное, и духовное, принадлежит Богу и является даром Божьим человеку. Так об этом неоднократно сказано в Писании. Например, «и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:17-18). И ещё И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все (1Пар.29:12). Также от Бога исходят знание, мудрость, вера и т.д. (1 Кор. 1:5, Рим. 11:33; 15:13, 2 Кор. 9:8)

Всё богатство мы получаем от Бога, богатство – это дар Божий. Однако, стяжание богатства человеком предполагает у последнего наличие таких важных качеств, как трудолюбие, терпение, прилежание, навык и т.д. Ввиду такого положения вещей может создаться ложное впечатление, будто сам человек добивается всей наличной у него совокупности материальных и духовных ценностей. Такой душевный настрой как раз и создаёт ситуацию, когда человек собирает сокровища для себя, а не в Бога. При этом совершенно не обязательно такими сокровищами могут выступать деньги, драгоценности, ресурсы и прочие материальные ценности. Человек может явить себя богатым на щедрость, милосердным, обладающим большими знаниями, эстетически и культурно просвещенным, даже может показаться мудрым и рассудительным, но поставить всё это богатство на службу самому себе, не важно при этом, лично себе или человечеству в целом. В самый неподходящий момент такой человек может услышать страшные слова: «…сию же ночь душу твою возьмут от тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Совершенно другое дело – человек верующий, ведающий, что всё принадлежит Богу, и собирающий богатство не для себя, а для Бога, т.е. всё, что имеет и приобретает, поставляет на службу Богу и только Ему ОДНОМУ. Течет богатство материальное, и верующий, не прилагая к нему сердца, щедро делится всем с нуждающимися, жертвует на храмы, занимается благотворительностью во имя Божье. Потому как верующий знает, что, поступая так, он дает Самому Богу (Мф. 25:31-46) и тем самым обогащается духовыми добродетелями любви и милосердия. Так же точно верующий поступает и с другими ценностями, всё принося на службу Единому Богу. Так поступает верующий и со знаниями, и с искусством, со своим разумом, весь свой труд, все свои умения употребляя во славу Бога.

В завершение нашего слова употребим призыв блаженного Феофилакта Болгарского: «Потщимся же богатеть в Бога, то есть на Него возложим надежду, пусть Он владеет нашим богатством и его хранилищами, будем называть имением Божиим, а не нашим. И если оно Божие, не будем отнимать его у Бога. Богатеть в Бога значит верить, что если я и все раздам, и сам себя изждиву, то не потерплю недостатка ни в чем нужном. Сокровищница моя Бог: я открою и возьму необходимое для меня, все, что мне будет нужно»

Аминь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.