Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С праздником, дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня празднуется Происхождение (или изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вчера на вечернем богослужении совершался торжественный вынос Креста, поклонение ему. Сегодня, приходя в храм, мы прежде всего прикладываемся к Честному Древу Креста Господня, испрашиваем благословения Божия, которое Господь дает нам через Свое Крестное Знамение; молимся: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!»; прославляем Крестную Жертву Спасителя нашего Иисуса Христа на сем Животворящем Древе и, конечно же, вспоминаем о тех страданиях, которые Господь понес ради нашего спасения.

Сегодня в Евангелии мы слышали о том, как Христа арестовали, судили и распяли. Мы вспоминали последние дни и мгновения Его жизни еще здесь, на земле.

Праздник этот был установлен издревле. В то время, когда благодаря святой равноапостольной царице Елене был обретен Крест Господень, в Византии и близкой к этому городу местности в начале августа были распространены различные инфекционные болезни, заражающие большое количество людей. Чтобы с Божией помощью преодолевать все эти моровые язвы, совершался особый чин: из Церкви выносили на улицы Константинополя и других городов Крест, совершали поклонение и молитвы ему — и с Божией помощью болезни преодолевались.

Конечно, и нас настигают болезни в течение всего года, а не только в августе. А также мы все с вами, братия и сестры, имеем болезни духовные, которые требуют врачевания и обращения к Богу, к помощи Божией, к силе Животворящего Креста, чтобы Господь через благословение (осенение нас Крестным Знамением, прикладыванием ко кресту) исцелил нас от недугов: как телесных, так и духовных.

Давайте обратимся к словам апостола Павла, которые мы сегодня слышали: «…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1; 18), «…для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1; 23). Что для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, то для нас, братия и сестры, премудрости и спасение! «И где же, — спрашивает потом апостол Павел, — премудрость человеческая?». Это «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1; 25).

В этом послании апостол Павел говорит нам именно о Кресте Господнем. И сейчас многие западные христиане, которые не почитают крест, говорят: «Что это за вера у Вас такая? Вашего Бога убили; Крест — это орудие убийства Вашего Бога, а вы его лобызаете и ему поклоняетесь. Как так можно делать?».

Конечно, когда сам человек пытается постигнуть тайны Божии своим собственным умом, он недоумевает, как такое может случиться.

Почему Крест для иудеев соблазн? Потому что на нем распяли Христа — Мессию. Почему для эллинов почитание Креста — безумие? Эллины, в основном греки, были людьми умудренными, часто философами, хорошо знали науки своего времени, религиозные верования, религии, в которых ничего подобного Жертве Бога за спасение человека не существовало — поэтому почитание Креста оставалось для них безумием.

Когда человек стремится познать тайны Божии, внося свое, человеческое, понимание и объяснение, он искажает эту тайну, искажает веру. В те времена существовало множество ересей, искажение веры, в том числе христианской. Продолжалось это и после гонения на Церковь, в четвертом, пятом веках. Вплоть до восьмого века не утихали различные споры о вере: о том, как в Бога веровать; как Бога исповедовать; где правая вера, где неправая; каким образом почитать Крест и как к нему относиться.

Безусловно, все эти ереси стали возможны потому, что человек пытался все объяснить своим умом: непонятно человеку, как Бог мог родиться в мире земном, вочеловечиться; непонятно, как Бог мог взойти на Крест. Конечно, если мы посмотрим на религию эллинов или других народов, — безумие, что Бог так поступил ради Своего творения,человека, — недостойного творения, праха. В эллинских религиях человеческое тело воспринималось как творение злых богов, поэтому считалось, что нужно освободиться от этого бремени тела, от этого материального мира, перейти в мир духовный и там только пребывать.

А Бог приходит в этот материальный мир к человеку и приносит себя в жертву ради этого материального, состоящего из плоти и крови, но и из души — человека! И для эллинов это безумие: как могло такое произойти?

Но это Сам Господь — Творец мира — уничижил Себя ради нашего, братия и сестры, спасения; ради искупления наших грехов; чтобы мы позвали Истину Божию. И мы, когда читаем Святое Писание, когда приходим в храм Божий, когда изучаем свою веру, должны отложить свое человеческое мудрование, свою человеческую логику. Вера потому и называется верой, что мы доверяем Богу, доверяем Священному Писанию. Если в Священном Писании говорится нам, что Бог вочеловечился, — значит, мы этому доверяем. Если говорится, что Бог взошел на Крест, — мы этому доверяем. Если Церковное Предание говорит нам, что Крест Святой и мы должны поклониться ему и обменять себя ради освящения и благословения, отгнания нечистой силы, то мы должны к этому прибегать: лобызать Крест, поклониться ему, славить Христа Бога за Крестную Жертву — тем самым и душа наша, и тело наше освятятся. Господь подаст нам и телесное, и — самое главное! — духовное здравие во исцеление наших грехов и наследие Царства Небесного. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.