12 марта 2017 года, во вторую Неделю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан совершил Божественную Литургию Василия Великого в соборе Рождества Христова. Его Преосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Андрей Чесноков, протоиерей Димитрий Филиппов, иерей Иоанн Афонин и иерей Михаил Шевченко. Проповедь перед Причастием произнес иерей Михаил Шевченко.

По окончании Божественной Литургии Владыка Максимилиан обратился к присутствующим в соборе с архипастырским словом:

Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня мы вспоминаем святителя Григория, архиепископа  Фессалонитского – борца за чистоту веры православной, победителя в споре против еретического мнения на Соборе святых отцов.

Наверное, мы думаем, что нам не дано судить о высоких материях: об энергиях, исихазме, безмолвии, Фаворском свете, если мы не можем благоговейно прочесть свое утреннее и вечернее молитвенное правило. Какой нам Фаворский свет, какие энергии, какое безмолвие, какое тесное Богообщение?

Как нам понять этот догмат, эту Богословскую истину, что Господь открывается людям не Своим существом, а Своей энергией, то есть Своим действием, Своей благодатью?

Исихасты – это афонские монахи, которые опытно постигали Богообщение, которые понимали, что если полностью удалиться от мира и суеты, находиться в безмолвии, иметь желание  общаться с Богом через внимательную молитву, то Господь открывается явным образом, а не только через какие-то мысли и чувства.

Думаю, что Господь каждому дает по его силам и по возможностям. Если пред Богом в молитве предстоит не афонский монах – исихаст, а женщина, у которой есть семья, дом, дети, неотложные занятия, то Господь и к ней придет Своей благодатью, лишь только она, стоящая пред иконой, захочет искренне молиться, искренне общаться с Богом в следующие 15 – 20 минут. Тогда желание быть рядом с Богом и разговаривать с Ним удаляет из нашей души, ума и сердца лишние чувства, и оставляет лишь Господа, внимающего нашим словам. Тогда мы прочитываем молитвы не только глазами, но умом и сердцем, переживая слова великих святых отцов благочестия, которые когда-то составили эти молитвы. Сначала они просто молились этими словами из глубины своего любящего Господа и преданного Ему сердца, но потом эти молитвы вошли в духовную сокровищницу всего православного мира. В них изложены самые важные для спасения души каждого человека мысли и чаяния.

Мы должны предстоять пред Богом так, чтобы никаких препятствий и преград не находилось  между нами. Никаких нарочитых забот, сугубых скорбей. В эти 15 минут будем похожи на афонских старцев, удаленных от всякой суеты. Между молящимися нами и Богом должен быть, как будто бы стержень – четкое видение  Бога, и внимание к Нему. На этот стержень должны нанизываться наши правильные мысли и чувства.

Если же этой связи не будет, нам не удастся сохранить внимание и благоговение, потому что в голове возникнет хаос – добрые и не добрые мысли, которые не о прочитываемом, а о насущном для нас сейчас. Нам останется только сокрушаться, что снова не понимаем молитвенных слов, не понимаем, о чем читаем. Воистину исполняются слова Господни: «Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Если сегодня нам дороже всего на свете какие-то насущные вещи или проблемы земной жизни: дела, здоровье, благополучие, то, несомненно, эти мысли приступят к нам во время молитвы. В то время, когда мы читаем молитвы святых людей, в жизни которых все было направлено к тому, чтобы Господь Сам руководил ими, делал все по Своей воле и спасал. А наши летающие в этот момент мысли как будто говорят Богу: «Сделай нам то-то и то-то, мы очень этого хотим и очень нуждаемся в своем –  житейском».

Все зависит от нашего желания быть с Богом, пребывать во внимании к Нему. Тогда каждый человек сможет почувствовать Бога  через Его действие благодати. Это будет выражаться, может быть, и не в видении нетварного света, но в абсолютной уверенности нашего внутреннего чувства, что Господь нас услышал,  в уверенности нашего действия, что мы хотим жить так, как Бог благословляет. Тогда обновляется желание делать все по Евангелию и Божиим заповедям, жить с надеждой на Него. И Господь Сам все устраивает по Своему же слову. Захотим мы прежде приобрести Царство Божие и правду Его, то все остальное, житейское, приложится нам.

Давайте даже самые краткие молитвы произносить таким образом, чтобы между нами и Богом не стояло ничего суетного – и Господь благословит всю нашу жизнь. Аминь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.