26 мая 2013 года епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан возглавил Божественную литургию в соборе Рождества Христова (г. Братска). Владыке сослужили клирики храма и клирик Саянско-Нижнеудинской епархии иеромонах Алексий (Парчук).

В приветственном слове епископ Максимилиан сказал:

“Дорогие отцы, братья и сестры! С праздником вас! С воскресным днем! С попразднеством Святой Пасхи! С радостью Пасхальной, продолжающейся и укрепляющейся в наших сердцах!

Сегодня Господь показывает еще один пример из Святого Писания, как нам жить свято; как нам жить, не возвращаясь к старым грехам. Показывает, как правильно благодарить Бога, как правильно жить после благодеяния Божия, явившегося в нашей жизни.

Несомненно, в жизни каждого из нас многократно появляются благодеяния Божии. Вся наша жизнь, сам факт рождения, само наличие любящих нас людей, само наличие возможности спасать свою душу – уже великие Божии благодеяния. А мы замечаем лишь малую их толику и часто болеем, еще и с усугублением болезни.

Господь сказал исцеленному расслабленному: «Се, здрав, к тому не согрешай». Действительно, если человек по своей природе после падения Адама в райском саду приобрел болезненность и полностью порабощен был грехом, то после пришествия Спасителя в наш мир человек являет собой свободную личность и может противиться греху либо вольно ему покориться. Тот человек, который жил до Рождества Христова и Его спасительного Страдания и Воскресения, был полностью порабощен греху. Он не мог бороться, не мог в своей жизни ничего противопоставить греху и власти диавола, которая над ним довлела. Но после Воскресения Христова каждый из нас волен победить грех. Напротив, тот, кто сам произволением собственной воли, нежеланием бороться с грехом порабощает себя ему, тот и является наследником вечной смерти как проявлением или, можно сказать, последствием этого греха человеческого; когда он грешит и не кается; когда он грешит и продолжает жить в таком состоянии. А тот человек, который кается, сожалеет о своих грехах и не покоряется им, пытается бороться, постоянно взывая к Милости Божией, тот рано или поздно победит свой грех здесь, на земле.

Не стоит никому из нас отчаиваться, если с первого раза, или за один день, или месяц, или год не удалось победить свои греховные наклонности и превратившиеся уже в страсти грехи. Лишь тот, кто будет бороться до конца, одержит победу и будет наследником Вечных благ Господних. Ведь когда мы согрешаем, получается, что мы приобретаем еще большую болезнь и большую скорбь, потому что становимся предателями Господа. Когда мы совершаем прежний грех, то в таинстве исповеди говорим: «Господи, прости нас за наш грех и благослови, а мы, со своей стороны, будем уповать на Тебя и бороться с грехом, ненавидеть этот грех, презирать его, всячески исследовать свою душу: откуда этот грех к нам пришел, как укоренился и как его искоренить».

А когда мы, уходя с исповеди, небрежем о своей душе, нарушаем свои слова, мы, конечно, свою болезнь усугубляем и становимся хроническими греховно больными. Хронически духовно больному, т.е. страстному человеку, достаточно одного намека – и он уже сходит с правильной дороги на удобный и приятный для своих страстей путь. Нет у него уже ни сил, ни возможностей, никакого духовного иммунитета, чтобы бороться со своим грехом. И это следствие не одного дня, не одного года, а многократного поражения своего перед грехом и многократного нарушения своего слова, своего обета, своей любви к Богу. И вот такой человек может действительно наследовать вечную смерть, к сожалению.

Человек, который долго-долго медлит в своих грехах, по сути, согрешает уже против Духа Святого. В Евангелии сказано, что всякий грех человеку простится, а грех против Духа Святого не простится. А грех против Духа Святого – это когда человек понимает, что грешит, но снова совершает этот грех и, кроме того, оправдывает это, говорит, что грех – на самом деле не грех, всячески себя извиняет, приводит примеры, что другие так живут. Когда человек так грешит и называет белое черным, а злое добрым – это уже грех против Духа Святого. Этот грех не прощается. Человек может умереть в этом грехе.

Поэтому после исповеди, когда Господь прощает нам грехи и, как лежащим в немощи духовной, говорит: «Иди, ты сейчас здоров, не согрешай впредь», будем помнить об этой природе духовной и знать, что хоть Господь и бесконечно Милосерден, но не бесконечно жива душа наша. При восприятии в себя греха она все больше и больше умирает, и все меньше в нас чувства духовного и разума духовного, потому и все меньше и меньше надежды на исправление: раз мы уже не понимаем и не чувствуем, что такое грех, то как выйти из этого состояния?

Будем же каждое наше покаяние ценить, будем радоваться и действительно начинать свою жизнь снова. Покаяние – изменение жизни, изменение мыслей. Каждый раз будем обещать Господу жить правильно, исследовать свою греховную жизнь и исправляться. Исправляться – и тем самым обретать ту истинную свободу, которую Господь даровал каждому человеку – вернул ее каждому человеку Своим спасительным Воскресением.

И да благословит вас Господь!

Христос Воскресе!”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.