В пятницу Страстной недели — в Великий Пяток — епископ Братский и Усть-Илимский совершил богослужение в храме Всех святых в земле Российской просиявших (Братск). Владыке сослужили клирики храма.

Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. В храмах в этот день совершается вынос плащаницы — иконы, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. 

После выноса плащаницы и крестного хода, сопровождающегося погребальным звоном колоколов, плащанице смогли поклониться все священнослужители и прихожане. Обращаясь к собравшимся, епископ Максимилиан сказал:

«Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы собрались перед Святой Плащаницей – Образом Снятого со Креста Господа.

Все эти дни мы молитвенно слушали Евангельские повествования о событиях, которые происходили 2000 лет назад и которые святая Церковь обновляет каждый раз в нашей памяти, обновляет в нашем восприятии того великого благодеяния, что сделал Господь для нашего спасения.

Если бы Крестная Смерть не была так важна, как Воскресение, то и не вспоминали бы мы о ней наряду с Воскресением в такой же силе. И говорили бы мы только о том, что Господь Воскрес и открыл нам дорогу в Царствие Свое. Став Человеком, Он взял на Себя все грехи человеческие и исцелил их в Своей природе, человеческую природу Вознес на Крест, жертвенно умер на Кресте и только затем Воскрес.

Нас ради человек Бог стал человеком для того, чтобы падших в Адаме воскресить в Себе, став нашим Царем, став нашим Учителем, став нашим любимым Господом на все времена.

Стоя здесь, при Кресте, и снимая со Креста Господа мысленно и молитвенно, мы должны понимать ту великую жертву, которую Господь принес за нас. Нужно понимать, что жертва эта – Божия, что никто, по сути, не виноват и никто не мог по своей, хоть и злой воле, сделать так, чтобы Господь умер. Как говорит святитель Филарет (Дроздов): «Неужели виноваты воины? Нет, они только явились орудиями, так же, как и гвозди. Может, виноват Пилат? Но он умыл руки и сказал: «Неповинен я в смерти праведника Сего». Может, виноваты фарисеи? Но и фарисеи сами говорили, что не имеют права никого предать смерти. Виноват Иуда – предатель? Но и он принес сребреники и отдал их в Церковь. Ближе всех был к истине Каиафа, да и то лишь потому, что он был архиереем в тот год, когда сказал, что один должен пострадать за народ».

Действительно, только по Своей Воле, по Своему Произволению, на Предвечном Совете определенному, Слово – Сын Божий – пошел страдать за всех людей и принес нам эту любовь как залог того, что мы только с этой любовью можем вернуться к Нему в Царствие Божие. И эта любовь, хотя Господь настоятельно к ней призывает, нужна именно нам, потому что без нее — как некоей Божественной помощи – мы не можем исполнять заповедей Божиих и, по сути, не можем любить Господа, потому что Он сказал: «Кто Меня любит, тот Мои заповеди соблюдет».

И действительно, эта любовь должна быть в нас, потому что без нее невозможно. Невозможно идти вперед, невозможно просто жить как христианину, невозможно нашей душе жить…

Здесь, при Кресте, мы должны подумать и решить для себя, какими уйдем отсюда в этот скорбный день. То ли как те зрители, не получившие никакой пользы для своей души, а один лишь вред, когда поносили, кричали, искушались перед Крестом. То ли теми, как Иоанн Богослов, усыновленными Материю Божией. Или, может быть, как сотник, который признал повешенного на Кресте Сыном Божиим. Или, может быть, как жены-мироносицы, которые просто не могли, имея ту любовь ко Господу, не идти за Ним в тот день.

И слова апостола Павла, что «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, никакая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией», показывают нам, какую именно любовь нам нужно стяжать в себе, чтобы исполнились на нас слова Господа: «Аще кто хочет служить Мне, да последует Мне. И там, где буду Я, там будет и служащий Мне».

Сегодня, вспоминая тот далекий день более 2000 лет назад, мы можем представить себе, что чувствовали тогда апостолы – ученики Христовы. Сердца их еще скорбели. Скорбели больше от боли великой потери, потому что Господь уже Испустил Дух, сказав: «Совершишася!». Он понес Свой подвиг искупления, и теперь Ему надобно сойти во ад, вывести оттуда все души праведные, Воскреснуть в третий день, явиться Своим ученикам и обрадовать их.

Мы, в отличие от учеников того времени, знаем, что Христос Воскрес, и потому та великая радость появляется в наших сердцах уже сегодня. Мы знаем, что, хотя принесли и похоронили Господа во горбе, Он Воскреснет. Он убил на Кресте смерть, «смертию смерть поправ», победил Своею Смертию смерть всеобщую. Он даровал нам радость Вечной Жизни.

Грядет впереди Пасха. Думаю, слова мои несколько преждевременны, потому что завтра за Богослужением Литургии мы это прочувствуем, когда из черного облачения храм преобразится в белое; когда после минорных песнопений прозвучит вдруг яркий возглас: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!».

Но радость — она уже подходит сегодня, потому что мы знаем, что Христос Воскрес!

Радостно, что вы пришли в этот день, чтобы разделить скорбь с учениками. Я думаю, наша радость не может быть полноценна, если мы не прочувствуем той великой скорби от великого страдания и потери верных Господу учеников. Поэтому благодарю вас и радуюсь за вас сердечно!

И да благословит вас Господь!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.