16 марта 2014 г. в день памяти святителя Григория Паламы в кафедральном соборе Рождества Христова состоялось архиерейское богослужение. Епископу Максимилиану сослужили клирики храма: настоятель протоиерей Андрей Чесноков, протоиерей Димитрий Филиппов, иерей Антоний Васильев.

По окончании богослужения, обращаясь к верующим, Владыка напомнил о том, что приближает нас к Богу и что – отдаляет:

“Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днем! Второе воскресенье Великого поста, и святая Церковь сегодня через свое чтение, через память святого угодника Божия Григория Паламы показывает нам смысл того, что нас приближает к Богу и что отдаляет.

Сегодня в Евангелии о расслабленном мы слышали, что человек был недвижим, и  Господь сказал ему: «Встань, прощаются тебе грехи твои». А мог бы сказать: «Возьми постель свою и ходи». Эти слова он привел как равнозначные. Человек лежал и страдал по грехам своим. Это, конечно, не значит, что он был грешнее всех окружающих. Господь любит нас и часто дает нам болезнь, чтобы мы могли осознать, в чем мы неправы.  Если человеку полезно, чтобы он встал и пошел после своего покаяния, тогда Господь дает исцеление. Но если Господь предвидел, что человек не придет ко спасению, будучи на своих двух ногах и здоровым, что такая непомерная у него тяга ко греху, то Господь, по милости Своей, может оставить человека без движения, чтобы через телесные страдания и, возможно, через отсутствие движения человек спас свою душу; чтобы осознал все, совершенное им в жизни, и пошел по пути спасения.

Другой пример – Григория Паламы. Человека, который вступил в спор с Варлаамом – богословом западного толка – о том, как можно познать Бога. Варлаам утверждал, что Бога можно познать только  умозрительно: мы можем о Нем только размышлять, молиться, но увидеть Самого Бога, познать Его – это невозможно. Может быть, свт. Григорий не вступил бы в этот спор, если бы не видел и не знал через свой и чужой опыт, как в это время в монастырях многие люди через молитву, исихазмом достигали прямого видения Бога, приобщения к Его энергиям.  Мы знаем и из русской нашей истории подобные примеры удивительных изменений: преподобный Серафим Саровский, просиявший неизреченным светом перед Мотовиловым; преподобный Сергий Радонежский, в молитве возносившийся над землей и причащавшийся из Чаши как бы Огня, и многие другие святые. Зная это, Григорий Палама, как ученый муж, вступил в этот спор и доказал Варлааму, что человек, который очищает свою душу, совершает  подвиг и молитву,  может увидеть и ощутить этот Свет Божий – нетварный Свет, его энергию, прикоснуться к нему.

Так же, как в Преображении на горе Фаворской святые апостолы видели Господа Просиявшего. Ведь это не Господь изменился в тот момент. Он просто изменил чувства Своих учеников, чтобы они могли иметь возможность увидеть и почувствовать истинного Бога, как Он обещал им ранее: «Увидите Царство Божие в силе».

И вот перед нашим взором открывается такой отрезок: от тяжести греха, который может даже лишить человека движения, и заканчивая светлостию – отсутствием греха, наличием добродетелей. Вот он, наш путь. Все мы когда-то через праотцев были из рая изгнаны из-за потери своего первозданного состояния, и все мы греховны и находимся где-то посередине этого пути. И каждый из нас постоянно движется либо вперед, либо назад, но никто не стоит на месте: в этом мире невозможно оставаться в одном и том же духовном состоянии, без изменения. Просто часто мы этого не замечаем и не чувствуем. Но одно точно – если мы бездействуем, то ухудшаемся.

И потому Господь в Евангелии оставил нам пример расслабленного: если не будешь радеть о душе, достигнешь даже такого состояния. Хотя, возможно, обездвиженность тела – это еще не самое страшное. Гораздо страшнее умерщвление сердца, умерщвление души.

И вот нам другой пример – святые подвижники, которые через молитву, через подвиг смогли почувствовать и увидеть самого Бога, и их естество от этого соприкосновения менялось. Так бывает от соприкосновения некоторых предметов: например, если приложить металлический предмет к раскаленной печи, он тоже станет раскаленным. Подобным образом человек, прикоснувшийся к Богу, становится носителем этой энергии – вот наш идеал, вот наш путь. Все нам открыто сегодня Церковью, остается только наше желание, наша воля, наше осознание того, что мы должны идти; что все, окружающее нас в этом мире, – только следствие; это всего лишь особенности и обстоятельства  той жизни, которая дана нам ради цели. А цель – это обожение. Цель – это приведение себя в то состояние первозданного Адама, которое позволяет  человеку жить вместе с Богом в раю. И у нас есть для этого все средства. Здесь, в Церкви. Дается нам Благодать Духа Святаго через Таинства Каждый из нас, приходящий с покаянием, с истинным осознанием себя грешником, с желанием исправиться может через Благодать Духа Святаго стать лучше по милости Божией.

Желаю вам не терять цели, не терять воли, но с чувством и желанием стараться быть рядом с Богом, идти по пути спасения. Да благословит вас Господь! Аминь”.

По традиции после Литургии был совершен крестный ход вокруг кафедрального собора и вознесена молитва о благополучном завершении строительства этого храма. 

Вечером того же дня епископ Братский и Усть-Илимский в храме Всех святых, в земле Российской просиявших (Братск) совершил особое богослужебное последование – Пассия, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа и акафист Страстям Христовым. Это служба совершается только Великим постом в воскресные дни вечером. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.