Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Святую Церковь, братья и сестры, мы именуем часто матерью. И она действительной как чадолюбивая матерь заботиться о нас. Заботиться и в эти дни Великого поста. Прошло две недели Великого поста. И заботливая матерь-Церковь как бы спрашивает у нас, не ослабели ли мы? Не начали ли мы во время поста унывать? Не стало ли воздержание для нас чем-то тягостным? Не требуется ли нам пример, чтобы взбодриться, чтобы укрепить вои силы?

Каждое воскресение в течении Великого поста посвящено особому воспоминанию или памяти того или иного святого. Вот и сегодня даже две таких опоры предлагает нам святая Церковь. С одной стороны укрепляет нас евангельским словом, словом самого Господа нашего Иисуса Христа. А с другой стороны предлагает нам как пример, как предстателя и молитвенный покров святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоницкого.

Евангельское чтение, которое сегодня мы слышали за литургией, нам рассказывает о событии исцеления расслабленного. Этого расслабленного Господь исцелил благодаря тому, что его принесли четыре друга. Иначе не могло бы совершиться это исцеление, потому что Господь проповедовал в доме, где собралось множество народа, так что со всех сторон теснили Его. Люди, на носилках принесшие расслабленного (т.е. парализованного, говоря современным языком), не могли никак пробиться через эту толпу. И один только вариант для них оставался.

Они поднялись на крышу, разобрали кровлю и спустили носилки вниз к ногам Иисуса Христа. И тогда Господь, видя веру этих четырех друзей, сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк., II, 1-5). Поднялся ропот среди фарисеев, которые возмущаясь говорили: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?». И тогда Господь для вразумления этих заносчивых людей сказал: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?». «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – обращаясь к расслабленному сказал, – встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк., II, 9-10). И перед всеми людьми, собравшимися в этом доме встал, взял действительно свой одр и пошел в дом свой.

Каким образом это евангельское слово нас укрепляет? В дни Великого поста, которые мы стараемся проходить с воздержанием, делаем над собой усилие, чтобы больше молиться или делать добрые дела (а может и вместе: и молиться, и делать добрые дела), в дни, когда мы стараемся преображать свою жизнь, мы вдруг обнаруживаем, что силы наши слабые и немощные. И чаще всего мы обнаруживаем, что вообще ничего сделать не можем. У нас не хватает даже внутренней воли, стремления, побуждения действительно изменить свою жизнь. Мы обнаруживаем в самих себе эту расслабленность. Как будто силы души нашей парализованы. Мы знаем о них, знаем, что есть в нас воля, что есть в нас чувства, и что среди них есть добрые. Но они никак не проявляются, словно душа наша расслаблена. И нет у нас с вами, братья и сестры, другого выхода, кроме как силою Божию душу нашу парализованную исцелить. Нужны Божия сила, нужно Слово самого Господа Иисуса Христа. И как для того, евангельского расслабленного потребовались друзья, принесшие его на носилках и повергшие эти носилки к ногам господним, так и нам тоже нужны друзья, которые бы принесли нашу душу расслабленную к ногам Иисусовым, чтобы Он исцелил Словом Своим силы души нашей.

Какие это друзья? Прежде всего – пост. И молитва. А также делание добрых дел. И конечно покаяние. В дни Великого поста мы стараемся сдерживать себя от вкушения скоромной пищи – то есть пищи особо питательной, утучняющей нас. Изменяя свой рацион мы обнаруживаем, что постной пищи для нашего организма недостаточно и силы наши телесные порой слабеют. У многих людей начинают вскрываться те или иные болезни. Тяжело становится перенести пост. И это действительно так, потому что пост – время телесных трудов. Если мы будем по саможалению подходить к посту с некими послаблениями, поблажками, то он может перестать быть для нас временем телесных трудов. С другой стороны эти труды, конечно, не должны нас изнурять, и больному человеку требуется послабление. Но нужно чтобы оно было разумное. Разумное настолько, насколько пост может оставаться во-первых, трудом телесным, и во-вторых не изнурять до изнеможения, до той степени, что человеку приходится оставлять всякий пост, когда болезни приковывают его к постели и человек уже не может сделать какое-то доброе дело, навестить немощных.

Как и разумное воздержание, крайне необходима молитва. Те, кто в храм приходит в дни Великого поста, видят, что не только изменилось убранство храма, изменился цвет облачений, но изменилось и содержание молитв, которые стали по большей части покаянными. Больше читается Псалтырь, молитвы становятся более продолжительными, службы становятся более долгими. Особенная молитва читается в дни Великого поста, которая именуется молитвой преподобного Ефрема Сирина. И те кто приходят в будние дни на богослужения, совершают эту молитву вместе со всею Церковью, творя земные поклоны. Особое молитвенное состояние бывает у того человека, который в дни Великого поста приходит в храм Божий на эти великопостные богослужения.

И если они пропущены, если только в воскресные дни приходим мы в храм Божий, то можем и вовсе не заметить, что в дни Великого поста какое-то иное богослужение совершается. Пост может быть временем, которое мы пропустили. Мы можем опоздать, скажем так, если мы не разу за весь пост не будем молиться и причащаться на литургии преждеосвященных даров. И эти особые великопостные молитвы, особое молитвенное время мы должны ценить. Как впрочем и домашнюю молитву, которая тоже должна стать особенной (в нее должны войти молитвы преподобного Ефрема Сирина и покаянные молитвы). Если мы не меняем свое молитвенное домашнее правило, значит, мы не делаем над собой усилие, чтобы этот пост был действительно постом. И вот молитва – это второй друг, который может взять носилки нашей души и принести их к ногам Иисуса.

И конечно, покаяние. Оно именуется еще старинным словом говение. Это время, когда мы внимательно относимся к своей жизни, анализируем события своей жизни и вообще свое настроение, то, к чему мы расположены; какие в нас есть чувства, добрые они или не добрые; что нами движет, когда мы общаемся с теми или иными людьми; когда мы анализируем свою волю, свои желания. Это время, когда мы можем, сравнив с заповедями Божиими, сравнив с тем, что от нас ожидает Господь, увидеть, что в нашей жизни есть, чего Господь бы не хотел и не ожидал, что нам самим мешает быть ближе к Богу. И в этом мы должны раскаиваться, принести Богу покаяние.

К сожалению многие и очень многие считают, что покаяние должны приносить другие люди. Многие думают не о себе, а о других, замечают в других людях что-то недолжное, нехорошее, но не видят необходимости изменить самих себя. Бывает так, что человек что-то даже украдет, но оправдывает себя: «Я же не вагонами ворую. Я же не чиновник, который взятки берет», то есть чужими грехами оправдывает свои падения. Или сквернословит, но оправдывает себя: «Я же никого не убиваю». Но человек, который нарушил одну заповедь – нарушил все заповеди. Поэтому внимательно нужно относится в Божиим заповедям и сравнивать самих себя, свое состояние, свою жизнь не и жизнью других людей, а с Божиими установлениями. А если мы и силимся сравниваться с жизнью других людей, то давайте будем сравнивать свою жизнь с жизнью святых. Вот тогда мы сможем увидеть, что в нас недолжное и что нам мешает быть такими, как они.

Покаяние именит нас. Оно необходимо не для того, чтобы мы выражаясь языком психологов, подняли свою самооценку, не для того, чтобы мы испытали чувство комфорта после исповеди, а для того, чтобы нам быть ближе к Богу. И уже тогда Господь восставит нашу душу, а не мы сами почувствуем себя лучшими, не сами себя оправдаем в своих глазах («Вот я покаялся, вот я исповедался и теперь стал другим человеком» – такое самооправдание только губит человека и не дает возможности для покаяния).

И что еще необходимо нам, так это дела милосердия, дела по самой главной заповеди Божией – любви к Богу и к ближнему. Если человеком движет любовь к ближнему, он будет по-настоящему милосердным. В дни Великого поста хорошо бы каждому постящемуся сделать такое доброе дело, которое он никогда еще не делал. Прийти, посетить больного, например. Оказать дело милосердие человеку, который не знаком совершенно. Потому что когда делаешь доброе дело для знакомого человека, подспудно ожидаешь какой-то ответной реакции, в виде хотя бы благодарности, а может быть иной человек рассчитывает и на ответное доброе дело. И это «Ты мне – я тебе» губит всякое доброе дело. И если мы сделаем такое доброе дело, которое мы знаем точно нам не вернется ни с какими процентами, если мы сделаем доброе дело для человека, который нас видеть не хочет, который нас записал во враги, да и мы – его, может даже и еще раньше, такое дело будет подлинно добрым, ценным в очах Божиих.

Вот таких друзей, братья и сестры, нам и нужно приобрести: воздержание, молитву, покаяние и милосердие. Они принесут нашу расслабленную душу к ногам Христовым и Господь восставит ее. И разница «до» и «после» в состоянии души, в образе жизни человека такая же, как у парализованного, который не мог двинуть ни рукой, ни ногой и который встал и ходит. Пока мы парализованы, пока душа наша немощная, мы не можем даже понять всей ценности, ощутить всей радости хождения пред Богом. Но стоит предпринять нам труды, и тогда измениться наша жизнь и мы сможем вкусить и увидеть, как благо Господь. Мы сможем душу свою предуготовить, хотя бы к празднику светлого Христова Воскресения. Но если мы возьмемся и положим это правилом не на один только пост, а правилом всей своей жизни, то сможем душу свою предуготовить к радости того Христова Воскресения, которое никогда не кончается, к Пасхе вечной, к радости вечного общения со Христом.

Поэтому постараемся, братья и сестры, приобрести себе таких друзей, которые бы могли нас ко Господу привести, чтобы пост был для нас не бесплодным и принесли мы добрый плод, чтобы быть нам с Богом. Аминь. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.