Обращаясь к присутствующим, Владыка назвал день памяти Севастийских мучеников* «одним из особенных дней Великого поста, связанных для нас с большими надеждами», который «Церковь выделяет в течение Великого поста как праздник» и который «всегда собирает в храме много людей».

Задаваясь вопросом, «почему же именно эта память так значима, почему именно этот день так любим народом православным», епископ Максимилиан обратил внимание прихожан на дневное Евангельское чтение  – « о работниках, которые нанимались на работу в разное время: кто – утром, кто – днем, кто уже вечером, в одиннадцатый час, но господин воздал всем работникам одинаково».  Владыка еще раз призвал всех присутствующих задуматься над смыслом знакомого Евангельского эпизода: «Несмотря на то, что кто-то перенес нестерпимый зной и труд всего дня, а кто – то пришел перед самым окончанием работы, господин всем дал одинаковую плату».   «Тем самым Господь показывает нам, – сказал Владыка, – что в чем человек закончит свою жизнь (в какой вере, в каком настроении, в каком труде), в том и будет ему воздаяние от Господа: «В чем застану, в том и сужу».

Говоря о Севастийских мучениках, епископ Максимилиан напомнил, как «один из воинов смалодушествовал, искусился, оставил своих товарищей в ледяном озере и побежал в теплую баню, тем самым лишившись своего венца. Но другой воин, охранявший страдавших мучеников, увидев сходящий с Неба венец, решился последовать на муку добровольно. Он с радостью исповедовал себя христианином  и побежал в ледяную воду, и встал в этот строй 40 мучеников, и принял венец, хотя и пришел в самый последний час и, казалось бы, гораздо меньше других потрудился, гораздо меньше других претерпел». Поэтому Владыка призвал всех нас в Великий пост не унывать, но «вновь восставать от своих падений и слабостей и идти вперед, укрепляясь Господом и живым примером святых мучеников Севастийских».

С воодушевлением Владыка призвал всех не ослабевать  на поприще поста: «Мы должны идти вперед! Падая – вставать и идти, тогда не лишимся нашего венца», так как «бывают такие случаи, что человек всю жизнь живет в великом подвиге, а на смертном одре искусится, возропщет, тем самым сходя с креста своего. И, если он умирает в таком состоянии, то все его прежние заслуги – ничто».

Большое внимание уделил епископ Максимилиан и вопросу о том, что «нам нельзя откладывать наш подвиг», «потому что никто из нас не знает, когда предстанет перед Господом; когда настанет тот миг, о котором говорят нам слова: «В чем  застану, в том и сужу». Это может случиться в любое время: «Может быть, сегодня, а может быть, завтра». «Тем самым Господь подвигает нас к трезвению, к богомыслию, к постоянному памятованию о нашем смертном часе и о том, как мы предстанем пред судом Божиим», – заключил Владыка.

В заключение проповеди епископ выразил надежду, что все присутствующие «сегодняшний день проведут  в осмыслении того, что услышали и почувствовали, чтобы приобрести душе своей великую пользу».

 

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей — обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул «И я — христианин», сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.