30 марта 2014 года епископ Максимилиан совершил Божественную Литургию в Соборе Рождества Христова города Братска в сослужении клириков храма: настоятеля протоиерея Андрея Чеснокова, протоиерея Димитрия Филиппова, иерея Антония Васильева и иерея Николая Осипова, после чего, по традиции, служба завершилась Крестным ходом и молитвой о благополучном завершении строительства Собора.
Обращаясь к пришедшим помолиться в этот воскресный день, Владыка поздравил всех с 4 неделей Великого поста и днем памяти святого преподобного Иоанна Лествичника, а также призвал внимательно поразмышлять над словами Евангельского чтения: «Господь обратился к своим ученикам и всем, кто пожелал слушать Его в тот день, с Заповедями блаженства: о том, что все мы должны достичь такого состояния, чтобы быть небесными – это и есть блаженство. Блаженными значит небесными – теми, кто своими мыслями и чувствами живет уже не здесь, на земле, но уже на Небе. Сказал Он слова хоть и краткие (в Евангелии они изложены всего в трех главах), но как эти слова исполнить?».
Вспоминая о жизни святых подвижников и св. прп. Иоанна, архиерей сказал, что «святые отцы всю свою жизнь положили на то, чтобы исполнить эти слова о блаженстве, о Заповедях Блаженства. Они достигли больших успехов и описали свой опыт в книгах, чтобы и мы могли узнать, как же все-таки исполнить такие, на первый взгляд, простые слова: «Блаженны нищие духом», «Блаженны чистые сердцем», но, с другой стороны, такие сложные в многообразии нашего мира, что достичь их не представляется возможным, не имея учителя. Учителем и является преподобный отец Иоанн Лествичник», потому что «когда мы говорим о блаженстве, мы представляем Небо», а «лестница на Небо, о которой написал преподобный Иоанн, начинается с отречения от мира и кончается любовью».
Достичь же отречения от мира и подобной любви весьма непросто, т.к. часто, как с горечью отметил епископ Максимилиан, «мы совершенно не знаем и не представляем символики Богослужения» и «не умеем благоговейно вести себя в храме», а «в Богослужении нам тоже представляются и Небо, и земля. Практически все действия Богослужения (и вечернего, и Литургического) символичны».
В связи с этим Владыка привел прихожанам пример знакомого всем поведения в храме, когда пришедшие вечером на службу благоговейно встречают архиерея, но «стоит только ему войти в алтарь, как присутствующие начинают ходить по храму, шуметь, друг друга приветствовать и о чем-то спрашивать. Это означает, что они совершенно не знают, что символизирует каждение в алтаре». «Когда все молчат и только слышен звук кадила перед тем, как диакону возгласить: «Восстаньте!», это означает слова Священной истории о самом первом дне творения мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водою». Тогда еще не было ни человека и ничего другого на земле, только Дух Божий согревал собою это новое творение. Обычно в этот момент службы люди стоят в благоговейной тишине, внимая воспоминанию о Божественном творческом акте».
Напомнил Владыка и о том, как часто прихожане начинают суетиться и забывать о молитве в самый ответственный момент – перед Причастием: «я понимаю, что у нас много больных людей, и многие устали стоять долго и ровно без движения; что хочется немного размяться и даже поменять место, где стояли в храме, но, тем не менее, нужно всегда помнить, что все следует делать осторожно, потому что именно в этот момент в алтаре происходит Причастие священнослужителей. Священнослужители сейчас молятся о том, чтобы Господь дал Свои Тело и Кровь ; чтобы священники благоговейно приняли Святые Дары… То есть священники находятся в особом состоянии духа; понимая свое недостоинство, молятся о принятии Святых Христовых Тайн. И, конечно, когда в храме шумно, огорчает, что люди не понимают важности происходящего».
Возвращаясь к образу Лествицы, Преосвященный Максимилиан напомнил, что «Лествица рисуется нам и в словах, и в подвигах, и в символах, потому что, действительно, есть земля, а есть Небо. И нам, земным, нужно попасть на Небо. И символ Лествицы не только в этом труде богословском, но и Матерь Божия рисуется в пророчествах как Лествица, простирающаяся от земли до Неба – это видел во сне Иаков. С помощью Матери Божией, как с помощью лествицы, мы приходим на Небо: через Ее милость, через Ее подвиг (Она, соделавшись чистейшим сосудом, смогла вместить в Себя Сына Божия)».
В заключение Владыка проникновенно призвал каждого обратить внимание на свое поведение и отношение к святыне: «Давайте будем познавать премудрость Церковную, учиться и, самое главное, в храме находиться с благоговением. В любое время! Как только входим в храм и молимся перед входом: «Боже, очисти мя, грешнаго», «Вниду в Дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему», и так будем сохранять чувство благоговения и предстояния перед Богом до самой последней минуты, пока мы здесь находимся. И не будем пренебрегать всеми дарами Божьими для нашего небесного восхождения».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: