Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

С воскресным днём вас, братия и сестры! В сегодняшнюю неделю по Богоявлении мы слышали с вами Евангельское повествование, как Господь наш Иисус Христос вошел во Иерихон. Иерихон – древний израильский город. Там Его встретил старый мытарь Закхей.

Закхей был мал ростом и поэтому в толпе не мог рассмотреть Иисуса. Для этого он влез на дерево, чтобы с высоты увидеть, где же Иисус Христос. Когда Господь проходил мимо этого дерева, на котором сидел Захей, Он остановился, посмотрел на него и сказал: «Захей, поскорее спустись, сегодня мне належит быть в твоём доме». Тот с радостью спустился, принял Иисуса Христа в свой дом. Окружавшие его фарисеи и многие иудеи начали роптать на Иисуса: «К кому он вошёл в дом ужинать? Почтил дом грешника, мытаря, который обдирал народ». Мытари были собирателями податей, налогов, и часто эти мытари, в том числе и Захей, злоупотребляли своими обязанностями, обворовывали людей. Эти люди были подвержены страсти сребролюбия, жадности и лукавства, поэтому начали роптать на Иисуса, что Он вошёл к человеку, которого презирали, которого не любили за его грехи, за его преступления.

На ужине Закхей встал посреди комнаты и сказал Господу: «Господи, половину своего имения я раздам нищим, а если кого чем обидел (с кого больше взял), тому верну в четыре раза больше, чем взял». Господь ответил, что Он пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию: «Сегодня этому дому есть спасение: сегодня Закхей спас свою душу».

Здесь, братья и сестры, мы с вами видим очень яркий, достойный пример покаяния человека. Не просто раскаяния и сожаления, а именно перемены. Ведь Закхей был старый мытарь, он был довольно опытным в деле отмывания денег у населения и накопления своего богатства. Люди не любили его. Конечно, он был с самой своей юности подвержен этой страсти. Он был иудеем и знал про Мессию, он слышал пророчества о Христе, слышал, что Христос совершал чудеса. Когда Закхей увидел Христа, Господь коснулся его сердца, и он почувствовал, что счастье в жизни не в том, что он накопил. А накопил он очень много, он был очень богатым человеком, но это его не удовлетворяло.

Чтобы увидеть Христа, он залезает на дерево. Хотя его и презирали, он занимал высокое положение в обществе. Он унижается тем, что залезает на дерево. Уже здесь мы видим то самое покаяние, которое коснулось его сердца, зародилось в нем и начало себя проявлять. Когда Господь принимает его покаяние, повелевает ему спуститься, говорит, что нужно войти в дом его, и они ужинают, Закхей не просто раздаёт своё имение нищим: он ещё тем, кого обидел, возвращает долг. Отдает не просто столько, сколько взял,  а именно в четыре раза больше, чем взял. Какой он был богатый и как он с лёгкостью и с радостью расстаётся с этим богатством, которое неправедно накопил!

Пример ропота фарисеев и иудеев на Иисуса мы часто видим и в нашей жизни, когда многие  обижаются на подобных людей в современном обществе. Ведь общество, лишенное веры в Бога, общество мирское, невоцерковлённое, неверующее, всегда клеймит своих грешников. Если человек оступился, совершил грех, совершил преступление, то с клеймом этого греха он будет ходить всю жизнь. Обворовался ли человек – неважно, по каким причинам – его всегда будут называть вором. Совершил убийство – пускай по неосторожности – его всегда будут называть убийцей, и с этим он будет жить всю свою жизнь.

С одной стороны, люди справедливо будут о нем говорить, что он такой грешник. Но так  было еще до пришествия Христа. Когда Господь пришёл, воплотился и распялся за наши грехи, Он избавил нас, в том числе, и от этого клейма – клейма нашего греха. Человек, оступившись однажды, теперь может полностью переродиться и очиститься от своего  греха.  Придя к покаянию, придя ко Христу, выразив это покаяние, исправив свою жизнь, применив усилия к тому, чтобы исправить свою жизнь, в том числе, при помощи таинства исповеди, человек восстанавливает свою душу, чистоту души, единение с Богом. Человек полностью может очиститься от этого греха, от этого клейма.

Если человек согрешил, это не значит, что он этим грехом полностью заражен. Если человек обворовался, не значит, что он вор; если соврал, не значит, что он лжец. Грех может стать страстью. Страсть – это постоянное стремление ко греху, когда мы без этого греха уже жить не можем, нам хочется постоянно повторять этот грех, мы от него зависим, он нас мучает. Как в поговорке говорится, «дурная голова ногам покоя не даёт». Грех так же. Мы, с одной стороны, страдаем от него и не хотим, может, грешить, но он нас тянет, и мы ничего не можем с собой поделать. Чтобы клеймом этот грех на нашу душу не сел, нужно поторопиться и исправиться, раскаяться. Пример такого покаяния – Закхей. Т.е. не просто нужно сказать: «Господи, прости»! Не просто погоревать в душе своей о том, что согрешил, а именно применить все усилия к тому, чтобы восполнить ту потерю, которую понесла душа моя, совершая тот грех; или восполнить ту потерю, которую я причинил своим близким из-за какого-то своего греха. Нужно стараться исправиться и приобрести противоположную греху добродетель. Был чревоугодником-стань воздержанным. Был лжецом – следи за своим языком и старайся говорить как можно меньше, потому что одно от другого зависит: от празднословия часто ложь рождается.  Был воришкой – перестань воровать и раздай то, что наворовал, как Закхей, по возможности сил и вчетверо больше.

Вот к этому, братия и сестры, я вас и призываю: чтобы вы, с одной стороны, старались никого не осуждать, не клеймить, если видите совершающийся грех; с другой стороны, помнить, что  мы сами свою душу можем заклеймить этим грехом.

Будем же радеть о покаянии и исправлении своих грехов. Желаю вам, братия и сестры, здоровья душевного и телесного. Аминь.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.