В начале 2016 года православный мир облетела новость: найдены считавшиеся утраченными мощи преподобного Антония Римлянина (память 3/16 августа). Это похоже на чудо, ничуть не меньшее, чем сама жизнь этого святого — итальянского монаха, по преданию приплывшего в Новгород на камне.

Бросить наследство в море

Нам известны сотни святых, в которых призыв Божий к иному, сверхчеловеческому образу жизни превозмогал соблазн самыми благополучными условиями и перспективами жизни среди мира. Так было и с преподобным Антонием.

В житии этого святого есть немало эпизодов, которые бы могли послужить образцом каждому из современных христиан. И, пожалуй, первый из них — это всецелое предание себя Богу, которое преподобный проявил в юном возрасте, когда ему слишком рано пришлось распоряжаться богатым имением своих родителей…

Антоний родился в обеспеченной семье в 1067 году, уже после Великого раскола, но был воспитан в православной традиции. Семнадцатилетним юношей он остался сиротой и посвятил себя изучению Писания и святоотеческого Предания Церкви, а через некоторое время принял естественное для себя решение — оставить мир. Его намерение было настолько бесповоротным, что Антоний «сжег за собой мосты» — большую часть доставшегося от родителей немалого наследства раздал нищим, а малую часть… оставил себе? Может быть, отложил, припрятал на «черный день»? Антоний поступил весьма странно: часть имущества он уложил в деревянную просмоленную бочку и … бросил в море.

Трудно себе представить способ распоряжения богатством, ставящий владельца в положение более зависимое от воли Божьей, чем тот, которым воспользовался будущий святой. Житие не объясняет, по какой причине Антоний поступил именно так. Может быть, юноша чувствовал привязанность к этим вещам, может, слишком много было советчиков, как лучше употребить богатство, может, юноша предчувствовал, что не должен принимать решение от своего ума. Как бы то ни было, Антоний часть своего имения отдал в распоряжение «Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них». И эта детская доверчивость, как мы увидим в дальнейшем, не посрамила святого.

Следующий период его жизни — 20 лет безвестного подвижничества в уединенном скиту. Вероятно, он мог бы остаться безвестным монахом или прославиться, но в своих родных землях, если бы не беда. И вот второй урок, который дает жизнь римлянина: тяжелые, скорбные обстоятельства Господь оборачивает во благо, если человек на Него надеется.

XI век — время Великого раскола, когда Римская кафедра отпала от Тела Христова, отделившись от Восточных Церквей. Процесс отчуждения Рима и Константинополя, длившийся несколько столетий, дошел до точки невозврата, когда в 1054 году легаты Римского папы положили на алтарь Цареградского храма Святой Софии анафему на Константинопольского патриарха, обвинив его в несуществующих преступлениях. Последовала взаимная анафема — и через несколько месяцев произошел окончательный разрыв.

Противостояние Православной Церкви и латинян часто носило очень жесткий характер. Начались захваты кафедр и церквей, борьба за влияние, позже — даже кровопролитие. И православный монастырь, где подвизался Антоний, не остался в стороне.

Братия была вынуждена разойтись, поскольку латиняне заняли и эту обитель. Святой Антоний скитался, год прожил на пустынном берегу, на скале. В одну из сильнейших бурь 5 сентября 1105 года кусок скалы откололся, и камень, на котором молился Антоний, оказался в море. Житие рассказывает, что вопреки законам природы камень поплыл, и через краткое время монах оказался в новых землях, остановившись у берега близ села Волховское, что на реке Волхов примерно в 3 километрах от Новгорода. Это случилось накануне праздника Рождества Богородицы — и этот день преподобный Антоний запомнил.

Эти события упоминаются в новгородских летописях.

В Новгороде преподобный повстречал ремесленника, который владел несколькими языками, и тот объяснил ему, в каких землях он оказался. Одни источники говорят, что русская речь далась святому сразу же по его молитвам, другие — что святой постепенно выучился языку у местных жителей, которые стали приходить к нему за благословением, видя его подвижнический образ жизни. Тайну же своего прибытия на Русь преподобный поведал только святителю Никите.

А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку…

Дело жизни

…Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний.

Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения.

Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского.

А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил».

Чудеса

Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.

После прославления святого стали известны чудеса от его мощей. Так, жена одного священника по имени Ирина, страдавшая тяжелой болезнью, от чего не могла владеть своим телом, увидела во сне седовласого старца, который сказал ей прийти в обитель и приложиться мощам преподобного Антония. Сделав так, Ирина выздоровела. Побывав в обители, прозрел ребенок, единственный сын пекаря из Великого Новгорода. Излечился человек по имени Авраамий, не способный ходить: как говорит автор жития, «в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел».

На иконах святой Антоний Римлянин иногда изображается со стеблями осоки: по преданию это растение он держал в руках, когда плыл к Новгороду. Житие не говорит о том, желал ли преподобный возвратиться домой, скучал ли по родному языку, родной обители. Но житие говорит точно о другом: о решительном отказе этого человека от своей воли и готовности доверить Богу свою жизнь, зная, что это может означать самые непредсказуемые события. Его родиной было Царствие Небесное, которого преподобный и удостоился.

Трагедии в судьбе монастыря

История Антония Римлянина не оканчивается его смертью и даже его прославлением.

Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора.

В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря. Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.

С приходом к власти большевиков в 1918 году семинария была закрыта, а следом был упразднен и монастырь, детище преподобного Антония. Сегодня тут музей. Но величественный древний собор Рождества Пресвятой Богородице напоминают о первом строителе обители и о его удивительной судьбе.

Преподобный разделил печальную судьбу своего монастыря: в 1927 году его мощи были варварски извлечены из раки и помещены в музей атеизма, который устроили в Софийском соборе Новгородского Кремля. На протяжении 80 лет они считались утраченными… А 20 лет назад начались работы по изучению всех мощей, обнаруженных в соборе. К 2016 году историко-антропологическое исследование было закончено и новообретенные мощи святого были переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву. И снова чудо! Впрочем, главное чудо в жизни преподобного Антония Римлянина — его смиренное желание выполнить волю Божию о себе, какой бы она ни оказалась и куда бы его ни привела, — в малой степени доступно и нам.


По материалам Православие.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.