Святые братья Борис и Глеб, в Крещении – Роман и Давид, сыновья равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси – первые канонизированные русские святые. Они были прославлены Русской Церковью даже раньше отца и раньше прабабушки, равноапостольной княгини Ольги. В церковных молитвах они именуются страстотерпцами, то есть претерпевшими страдания, поскольку были жестоко убиты в 1015-м году сводным братом Святополком, пытавшимся устранить «конкурентов» в борьбе за Киевский престол.

Князь Владимир, ещё будучи язычником, имел несколько жён и множество наложниц, от которых родилось в общей сложности 12 сыновей. Став христианином, Владимир покаялся в своем многожёнстве и остался в браке лишь с одной супругой, византийской принцессой Анной, тем не менее все его сыновья считались законными наследниками. В то время на Руси престол переходил не от отца к сыну, а от брата к брату, по старшинству. То есть все сыновья князя Владимира после его смерти должны были по очереди править Киевом. Однако один из наследников, Святополк, заняв престол после смерти отца, решил убить всех братьев и оставить Киев только за собой и своими потомками.

Однако один из наследников, Святополк, заняв престол после смерти отца, решил убить всех братьев и оставить Киев за собой

Смерть князя Владимира и захват Киева Святополком застали князя Бориса в походе против печенегов. Под его рукой тогда было собрано значительное войско, и дружина предлагала Борису пойти на Киев, против брата, и самому занять престол, но Борис категорически отказался проливать родную кровь, признав Святополка законным правителем. Дружина, жаждавшая войны и военной добычи, покинула своего князя, и Борис остался с небольшим отрядом верных людей. Убийцы, подосланные Святополком, слышали, как Борис пел псалмы в своем шатре, а когда он лег спать – напали на него. Еще живого его повезли в Киев и добили уже по дороге.

Совсем юный Глеб последовал примеру родного брата: он не стал поднимать знамени братоубийственной гражданской войны и также был убит по приказу Святополка.

Такой поступок – принести себя в жертву во имя неучастия в братоубийственной распре – был непонятен вчерашним язычникам, новокрещеным русичам, и от этого подвиг Бориса и Глеба выглядел еще грандиознее и изумительнее. Своей смертью они показали, что в русской душе теперь есть нравственный закон, который сильнее, чем жажда власти, сильнее, чем кровная месть, и даже сильнее самой смерти.

У могилы святых братьев стали совершаться чудесные исцеления, что дополнительно свидетельствовало об их святости. Страстотерпцы Борис и Глеб были канонизированы в 1072-м году, то есть менее чем через 60 лет после смерти, что является большой редкостью: обычно святых прославляют через столетия. На иконах они изображаются с оружием в руках, но их мечи в ножнах, а в правой руке они держат новый символ Руси – христианский крест. У них было оружие, были дружины, была возможность не то что защищаться – нападать. Они могли, как их сводный брат, новгородский князь Ярослав, вступить в вооруженную борьбу с узурпатором, но они предпочли пролить только свою кровь. Оказывается, так тоже можно оказаться победителем, только не здесь, на земле, а в вечности.

Прижизненных портретов Бориса и Глеба не сохранилось, однако древнерусские иконописцы изображали их похожими на греков. С одной стороны, в этом видно подражание византийской иконописи, ведь и Православие, и иконописные традиции мы приняли именно из Византии. С другой стороны, святые братья были наполовину греческой крови, ведь их мать, принцесса Анна, была сестрой Императоров Василия и Константина.


По материалам Православие.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.