Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Богоявление открывает нам Божественные тайны о мире, в котором мы живем, и об Устроителе вселенной.

Человек, принадлежащий одновременно небу и земле, в результате падения праотцев совершенно прилепился к дольнему миру. В праздничных песнопениях Рождества мы слышали, что Христос приходит падшего человека снова возвести на небо. В день же Богоявления мы слышим, что не только человек уготавливается облечься в свою первую одежду, но обновляется весь тварный мир, с которым человек неразрывно связан. Почему же такое обновление происходит через водное естество?

Вода с самого начала была одухотворяющей и очищающей материей. Когда еще не было человека и известной нам природы, Дух Божий уже носился над водами. Вода истребила грех при Ное, вода попалила жертву пророка Илии, в водной среде находятся младенцы во чреве матери, через воду по Закону ветхозаветной общины совершалось очищение, без воды невозможно представить жизнь человечества.

Мы с вами, принявшие когда-то крещение через троекратное погружение в святую воду, имеем возможность каяться и вновь облекаться в одежду спасения. Но для природы такое очищение от  греха, привносимого в неё человеком, совершается в великий праздник Крещения Господня, когда всё вокруг обновляется через водное естество.

Как это происходило в воспоминаемом нами событии? Когда наступило предсказанное пророками время пришествия в мир Спасителя, тогда, как говорил Исайя, в странах Иорданских восстал глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Современники, жившие по всей Палестине, почитали Иоанна Крестителя как пророка. И в эти дни явления Христа народу множество людей приходило к Иоанну и крестилось от него в Иордане, исповедуя свои грехи. Слово «крещение» буквально переводится как «погружение». Такое погружение как бы омывало греховную скверну кающегося человека.

И среди этой толпы, неузнанный и ничем не выделяющийся, приходит Иисус, чтобы вернуть человеку то, что было утрачено грехопадением. Поэтому и называется сегодняшний праздник Богоявлением.  Крестившись, Христос абие – то есть сразу – выходит из воды, так как не нуждался в покаянии. Воды Иордана, переполненные грехами кающихся людей, были подняты на рамена Тем, Кто пришел эти грехи искупить. Здесь происходит не только очищение человека и мира через водную стихию, но и проявляется удивительное смирение. Смирение, которое приведет Спасителя на Голгофу и Крест. Своим крещением от Иоанна Он показывает нам необходимость покаяния и очищения от грехов.

Когда же Господь выходил из воды, Иоанн увидел Духа Святого, сходящего на Христа в виде голубя, и голос Бога Отца возвестил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так открылась тайна Святой Троицы. Бог Сын приходит на Иордан креститься от Иоанна, Бог Дух Святой снисходит на Сына с небес, а Бог Отец свидетельствует о возлюбленном Единородном Сыне Своем. Свидетельство Бога Отца о Единородном Сыне нужно для человечества на все времена, чтобы мы твердо и несомненно веровали в Бога, в Троице прославляемого.

Поэтому крещенскую воду мы черпаем с верой, благоговейно храним и употребляем с трепетным чувством. При этом будем помнить, что Господь дарует нам воды Духа Святого и ожидает от нас духовных плодов. Эти плоды, как и плоды обновляемой ныне земли, не всходят без нашего труда. Каждый из нас обязан понуждать себя усердно стремиться ко всякой добродетели и самоотверженно бороться со всяким грехом, со всякой греховной страстью, навыками и похотями, по слову Божию: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Братия и сестры! Сегодня Бог руками священников совершает великое освящение воды, через которую освящаются все стихии природы. Берите эту святыню и благоговейно храните ее дома, освящайте ею себя и весь свой дом! Старайтесь жить по заповедям, в согласии с Евангелием, и никогда не отрываясь от Матери Церкви. И Бог будет хранить вас и направлять стопы вашего сердца ко спасению! Аминь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.