В этой школе – третьей православной школе нашей митрополии – все просто и честно. И учителя, и родители, и дети учатся жить радостно, полно, творчески, ответственно, перед Богом. Здесь учатся для того, чтобы жить по-настоящему уже сейчас. А это трудно и не каждому по силам. Но это самая лучшая и самая смелая школа, которой 6 октября 2020 года исполняется 24. Живи долго, гимназия!
Пока существует традиционная школа, пока ученики имеют возможность жить одной жизнью с учителем, а не слушать лекции в сети, – День учителя будет оставаться праздником света и нежности – праздником цветов, объятий, признаний и признательности.
К сожалению, сегодня на наших с вами глазах образовательная школа из живого организма стремительно превращается в учреждение, оказывающее образовательные услуги, а учителя – в обслуживающий персонал. Боюсь, если эта общая тенденция захватит и православную школу, то у нас почти не будет шанса выжить: цели иные. Почти – потому что жизнь гораздо больше зависит от нашей личной способности бороться, чем от мировых тенденций.
Государственным школам обещают поддержку: бесплатное питание и надбавки за классное руководство, но мы – частные – это не для нас. Значит, родители неизбежно станут смотреть на сторону: а не пойти ли туда, где легче? Туда, где новые технологии, бесплатное питание, где не нужно каждый день вступать в бой: с ребенком за длину школьной юбки и право ношения смартфона и со своей совестью в размышлениях о том, что считать десятиной.
И еще кто-то уйдет от нас на свободу – свободу от необходимости взять на себя ответственность за воспитание собственного ребенка. И некоторое время они будут радоваться тому, что школьный учитель, дескать, сам справляется с воспитанием их чада, а не дергает родителей за каждую провинность оного. И тому, что ребенок, вот, учится на отлично там, где его спрашивают раз в две недели. Уйдут – и уведут с собой детей.
Смотрю в будущее с тревогой. На нас нет спроса (как будто мы на базаре!). Если мы потеряем еще 10 человек, то нам придется принимать новые решения, искать новые формы и неизбежно потерять что-то из старого, что было хорошо. А это значит, что я тоже могу оказаться на свободе и вынуждена буду вести своих детей в жизнь, где чужая тетя возьмет их за руку, и поведет туда, куда меня за ними не пустят, да я и не хотела бы.
Но сегодня мы все еще вместе и можно радоваться каждому моменту этого единства. Вот трапезная – место, где школьный люд ненадолго замолкает, чтобы насладиться манной кашей. Вика с Катей опаздывают, но и сейчас неизменно приветствуют меня реверансом. Шутницы – взяли моду, нужно бы научить их при этом держать спину ровно. Первоклассница Стеша успевает и уплетать булку с маслом, и во весь рот улыбаться Тиме.
Тима – одиннадцатиклассник; уверена, что его ждет яркая и насыщенная жизнь. Он и сейчас уже как-то умудряется успевать все: успешно учиться, возиться с ребятами из начальной школы, лучше всех играть в футбол, помогать священнику на молебне. Вспоминаю слова, которые он написал мне для статьи ко Дню Знаний: «Гимназия – это люди. Когда я шёл на последний День Знаний в своей школьной жизни, я думал лишь о том, как лучше провести этот праздник. И только после первого учебного дня, стоя в раздевалке, я понял, как же сильно я буду по всем скучать: по учителям, стенам школы, ученикам, особенно по малышам из «началки». В 10 классе я успел с ними сдружиться, мысль о том, что в следующем году я их не увижу, пугает. Радует, что у меня целый учебный год впереди, и я смогу провести больше времени со всеми».
Звенит звонок. Ребята спешат на урок. За окошком Анна Васильевна с пятиклассниками решает квест по биологии. У нас так бывает, на выдумки мы большие мастера: то Ольга Владимировна устроит геометрические классики перед ЕГЭ, то Надежда Дмитриевна на каруселях читает с ребятами стихи, то о. Андрей вывезет детей за тридевять земель – смотреть на настоящие звезды. Вот и первоклассники высыпали на улицу, как конфеты из коробки, – такие же восхитительные и разноцветные. И уже с кем-то обнимаются. Это у них безусловный рефлекс: один потянулся – и остальные за ним: какая разница, кого обнимать, когда душа светлая и до краев наполнена нежностью. Сколько в них доверия к людям. А значит – доверия к Богу.
… Да, по логике этого мира, у нас почти нет шанса, как не было его по логике все 25 лет нашей гимназической жизни. «Но пока мы живем, мы будем стараться жить настолько полноценно, насколько возможно. И пусть не просматривается никаких перспектив, мы будем жить честно и радостно, пока жизнь не закончится. И у нас она закончится позже, чем у всех остальных», – так сказал наш директор.
А я думаю: вот эта, другая, логика: нам, родителям, надо понять, что никто не полюбит за нас наших детей. И что любить, это значит бороться не против них – а за них. Ведь если мы победим, то они всегда будут наши, и наше дело станет их делом, и тогда, может статься, логика этого безумного мира станет иной, – не такой безумной.
Иванова Юлия Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе Братской православной гимназии, мама четверых гимназистов, двое из который уже окончили гимназию
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: