Сложнейший вопрос в разговоре на тему религии и науки – вопрос о том, сколько существует мир. Религиозная традиция, основанная на сроках жизни исторических лиц и годах рождения у них сыновей, о чем повествуется в Библии достаточно подробно, а также на родословии Иисуса Христа, которое приведено в Евангелии, считает, что мир сотворен 7524 года назад. Исходным годом является год сотворения Богом Адама.

Вопрос о том, сколько времени проходит от того момента, когда Господь произнес «Да будет свет!» и до сотворения людей – это вопрос самый главный для осмысления данной темы. Библии сообщает нам, что Бог творит мир за «шесть дней».

Современные православные богословы в этом вопросе разделились на два направления. Одни, называемые «эволюционистами», придерживаются точки зрения, что Бог творит мир через эволюцию. Под творческими «днями» в этой концепции подразумеваются продолжительные временные промежутки, в которые можно уложить предполагаемые наукой миллиарды лет формирования мира и жизни на Земле. Подчеркну, что эта теория в богословии утверждает, что все мироздание, весьма сложное и целесообразное, развивается именно под воздействием Божественной воли, никакие «случайности», помноженные на миллиарды лет не смогли бы привести к тому многообразию жизни, что мы видим сейчас. Эта теория вполне логична и учитывает данные геологии и палеонтологии.

Другая точка зрения в богословии называется «креационизмом», от латинского слова «создавать». Она утверждает, что мир создан Богом в буквальном смысле так, как написано в Библии, то есть именно за шесть дней (в прямом смысле слова). Поэтому никаких миллиардов лет не было, не было и эволюции. Различные доказательства: огромные меловые отложения живших ранее моллюсков, километровые залежи угля, нефти, кости доисторических животных, то есть то, что косвенно говорит о необходимости очень долгого периода существования жизни на Земле – не принимаются в расчет.

Креационист не хочет прислушиваться к доводам науки, так как боится встать на позиции атеистов. Дело в том, что безбожная эволюция, которую преподают в школе, и которая считается научной теорией, просто обязательно нуждается в миллиардах лет. Поскольку, если не Бог, а случайные совпадения молекул приводят к формированию мира и жизни, то для того, чтобы эти «случайности» случились, требуется огромная масса времени. Да и как проверить, что там было столько лет назад? Поэтому и идет отсылка к миллиардам лет. Креационизм по этой причине и не хочет принимать на веру «миллиарды лет», а научные доказательства для него неочевидны, проверить их он не может, доверять им безоговорочно не желает.

Есть ли возможность согласовать позиции православных креационистов и таких же православных эволюционистов? Вроде бы нет…

До относительно недавнего времени автору этих строк была близка идея творения Богом мира через эволюцию. Однако вот какая мысль всегда не давала покоя. В Библии, в стихах, где говорится о творении Богом мира, после каждого дня творения есть такие слова: «И увидел Бог, что это хорошо». А в конце, когда создал Господь человека, говорится так: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». А как же хорошо? Одни динозавры пожирают других, бедный мамонт замерзает во мгновение от какого-то катаклизма, жуя траву и доходит до нас в вечной мерзлоте, одни животные

пожирают других, одни виды приходят в мир, но со временем вытесняются другими по всем законам естественного отбора. Если Бог творит мир через эволюцию, то получается, что Он творит мир через смерть..? Спросите ребенка: «хорошо» ли это? Не говорите, что ребенок ничего не понимает, он понимает. Человек сотворен по образу и подобию Божию, мы знаем, что смерть – это зло. Сын Божий прослезился, когда говорил ученикам о смерти Лазаря, хотя знал, что воскресит его. Если нам понятно, что смерть не есть «хорошо», то уж тем более знает об этом Бог! «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (кн. Прем. Соломона 1, 13). И здесь рушится вся эволюционная теория, ибо Бог не может, не должен творить жизнь через смерть. Святитель Василий Великий говорил, что «в раю не было ни закланий животных, ни мясоястий» (беседа 1-я «О посте»). И, несмотря на то, что он говорит об этом в применении к человеку, думается, что все же это относится и к животным.

Но что же делать с гигантскими меловыми отложениями? Они могли образоваться только за очень долгое время, путем смерти то ли моллюсков, то ли каких-то других организмов. Того времени, что существует человечество для этого недостаточно. Кстати, в вопросе временной продолжительности истории людей Библейское повествование не противоречит историческим данным. Я говорю именно об исторических данных, а не о воображаемых «питекантропах» и «неандертальцах», необходимых для стройной атеистической концепции эволюции человека. Библия говорит о том, что сейчас идет восьмое тысячелетие от сотворения Адама (то же, что и от сотворения мира). Древнейшим же городом считается Иерихон – около 9 тысяч лет до Рождества Христова. Даты очень близкие, а некоторая разница вполне может объясняться допустимой погрешностью историков.

Однако вернемся к Эдемскому саду. Даже если предположить, что там были динозавры и что вкушали они траву или растения, а потом во время Всемирного потопа они перестали существовать со всеми другими многочисленными ископаемыми видами – то все равно времени от Адама до потопа очень мало для формирования множества геологических пластов, где находят их останки. И таких примеров множество. Не получается всю нашу историю и предысторию втиснуть в семь с половиной тысяч лет… Что же делать?

Чтобы попытаться согласовать научные данные и веру во всеблагого Бога, который творит мир, но не творит в нем смерти, необходимы еще какие-то предположения, доселе нам не приходившие на ум. Да простят меня ученые – предположение это будет не научным. Вернее не совсем научным – ведь существуют же попытки, используя квантовую физику, допустить существование «параллельных миров» (теория Хью Эверетта). Почему Эверетту можно, а нам нет?

Священник Павел Флоренский (принявший смерть за веру в заключении в 1937 году) в своем трактате «Иконостас», приступая к разговору о сущности православного иконопочитания, предварительно говорит о мире духовном и о природе сна. В частности о том, что присущая нашему миру временная последовательность: сначала причина, а потом следствие – в духовном мире может быть обратной. То есть сначала какое-то событие, а затем у него появляется предыстория! Вот его рассуждения:

«…Время действительно может быть мгновенным и обращенным от будущего к прошедшему, от следствий к причинам, телеологическим (целесообразным – иер.Г.М.), и это бывает именно тогда, когда наша жизнь от видимого переходит в невидимое, от действительного – в мнимое.

<…>В сновидении, облетевшем все учебники психологии, спящий пережил чуть ли не год или более французской революции, …после долгих и сложных приключений, с преследованиями и погонями, террора, казни Короля и т.д. был наконец… схвачен, брошен в тюрьму, допрашиваем, предстоял революционному трибуналу, был им осужден и приговорен к смертной казни, затем привезен на телеге к месту казни, возведен на эшафот, голова его была уложена на плаху и холодное острие гильотины уже ударило его

по шее, причем он в ужасе проснулся, – то неужели придет на мысль усмотреть в последнем событии… нечто отдельное от всех прочих событий? И неужели все развитие действия… – не устремляется сплошным потоком событий именно к этому завершительному холодному прикосновению к шее, – к тому, что мы назвали событием Х? Конечно, такое предположение совершенно невероятно. А между тем видевший все описываемое проснулся от того, что спинка железной кровати, откинувшись, с силой ударила его по обнаженной шее. …Ощущение во сне холодного ножа (х) и удар холодным железом кровати по шее, когда голова лежала на подушке (Ω), есть одно и то же явление, но воспринятое двумя различными сознаниями. …Все дело в том, что сновидение это, как и бесчисленные прочие того же рода, протекает как раз наоборот против того, как мы могли бы ждать, помышляя о кантовском времени.

<…>Таким образом, в сновидении время бежит, и ускоренно бежит, навстречу настоящему, против движения времени бодрственного сознания. Оно вывернуто через себя, и, значит, вместе с ним вывернуты и все его конкретные образы. А это значит, что мы перешли в область мнимого пространства» – конец цитаты.

Отец Павел Флоренский проводит параллели между сном и миром духовным. Мы предполагаем, что Рай, который насадил Бог на земле – был несколько иного порядка и несколько по-другому устроен, чем то, что мы имеем сейчас в природе. Кстати, некоторые святые отцы предполагали что он был в духовном мире, а «кожаные ризы», данные Творцом людям после грехопадения – это и есть наша нынешняя плоть. Однако, вопрос о свойствах естества первозданного человека в наших рассуждениях не принципиален.

Исходя из всего вышеизложенного, мы хотим предложить математическую (кто-то скажет фантастическую) картину появления всего того ископаемого многообразия, о котором говорит палеонтология.

Представим себе мир как линейную ось координат, на которой поставим точку «ноль». Этой точкой является вселенская трагедия – грехопадение первых людей. После этого, события движутся вправо по оси, в сторону «+» (плюс). Здесь мы отметим важнейшие вехи: Всемирный потоп, Вавилонская башня, пришествие в мир Сына Божия – и так до наших дней. Но события развиваются и в другую сторону от точки «ноль» в сторону «-» (минус). Эта история «появилась» в результате грехопадения первых людей. В этой истории человек становится «высшим животным», а его предшественниками – динозавры и прочие доисторические существа, в этом мире царствует смерть. Бог не был творцом этой истории. Все это обрело реальность, материализировалось, как бы «развернулось» в обратную сторону – как тот яркий и связный сон возник от не связанной с ним сюжетно причины – удара кровати по спящему.

После грехопадения человек – венец творения – становится ниже всего остального творения. Тогда Бог и остальной мир, мир животный поставляет ниже человека: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами…, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8; 22-23). В мир приходит смерь, и не только смерь в старости, но и убийство (Каин убивает Авеля). И не только среди людей, но и среди животных. Ведь говорил же Бог Адаму: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2; 12).

У этого нового смертного мира, который Бог не творил таковым, появилась и предыстория – в которой, изучая ее, Бога можно и не найти. Бог как бы «спрятался» от людей, чтобы только чистые сердцем его находили. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17; 26-27).

В заключение хотел бы сказать, что считаю допустимым применение умозрительных математических образов к вопросам осмысления времени и видимого макромира. Человек вообще использует математику везде и всюду. Современная физика говорит, что время – это категория не такая уж постоянная. Оно может течь быстрее или медленнее, в зависимости от скорости движения наблюдателя. Остается вопрос: может ли оно идти в обратную сторону? Об этом физика пока определенно не говорит, только лишь гипотетически.

Протоиерей Григорий Мансуров, глава Издательского отдела Тюменской епархии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.