5 октября 2011 года в Восточной Сибири появилась новая епархия – Братская. Этому знаменательному событию предшествовал визит Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в епархии Сибири и Дальнего Востока. Иркутск он посетил 2 – 3 сентября 2011 г. и поддержал инициативу архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима о разделе Иркутской епархии. Главным аргументом в пользу разделения была обширность территории, составляющей 774,8 тысячи квадратных километра. При населении области около 2,5 млн. человек, при наличии 234 церковных приходов, эффективно управлять епархией стало весьма затруднительно. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. в Иркутской области учреждено три епархии – Иркутская, Братская и Саянская. Они образуют митрополию, которую возглавил митрополит Иркутский и Ангарский Вадим.
Этим же решением Синода епископом Братским и Усть-Илимским был избран игумен Максимилиан (Максим Валерьевич Клюев). Он родился 16 июля 1971 г. в Иркутске. В 1990 г. окончил Иркутский авиационный техникум, в 1995 г. — факультет кибернетики Иркутского государственного технического университета. 6 июня 1998 г. в Знаменском соборе г. Иркутска архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом рукоположен во диакона и назначен клириком этого же храма. В 1998 – 2002 гг. обучался на заочном отделении Тобольской духовной семинарии. С 1998 г. – преподаватель Закона Божия в начальных классах Православной женской гимназии в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Иркутска. В 2008 г. возглавил в гимназии кафедру православных дисциплин. 18 декабря 2004 г. в Знаменском соборе г. Иркутска архиепископом Иркутским Вадимом пострижен в монашество с именем Максимилиан в честь св. отрока Ефесского Максимилиана, 19 декабря рукоположен во иеромонаха. В 2004 г. назначен референтом Иркутского епархиального управления, в 2006 г. – секретарем Иркутского епархиального управления. В 2007 г. назначен благочинным 2-го Иркутского округа. В 2008 г. возведен в сан игумена. В 2009 – 2011 гг. исполнял по совместительству обязанности настоятеля храмов: Успения Божией Матери г. Иркутска, Свято-Троицкого с. Максимовщина и Свято-Софрониевского с. Шаманка Иркутской обл. 4 ноября 2011, во время Божественной литургии в храме в честь иконы Казанской Божией Матери поселка Тельма игумен Максимилиан (Клюев) был возведен в сан архимандрита. 3 декабря 2011 года, по окончании всенощного бдения в Храме Христа Спасителя, в Патриарших покоях кафедрального собора г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Максимилиана (Клюева) во епископа Братского и Усть-Илимского. Хиротония состоялась 18 декабря 2011 г. в Богоявленском соборе Ногинска (Московская область).
Братская епархия по масштабу территории стала самой большой из трех новых епархиальных образований. Она объединяет приходы в административных границах Бодайбинского, Братского, Казачинско-Ленского, Катангского, Киренского, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского, Усть-Илимского и Усть-Кутского районов Иркутской области. Всего в состав епархии было включено 37 приходов, которые структурно разделены на 7 благочиний: Первое Братское, Второе Братское, Казачинско-Ленское, Нижнеилимское, Усть-Илимское, Усть-Кутское и Северное благочиние, включающее в себя Бодайбинский, Катангский, Киренский и Мамско-Чуйский районы.
История православия на территории Братской епархии уходит своими корнями во вторую четверть XVII века, когда в царствование первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича (1613 – 1645 гг.), казаки и поселенцы начали освоение Восточной Сибири. Продвижение землепроходцев происходило по системе рек: Енисей, Ангара, Лена, затем по озеру Байкал и рекам, в него впадающим. Первые поселения в Прибайкалье были основаны на землях, ныне принадлежащих вновь организованной епархии: в 1631 г. были заложены Братский, Киренский, Чечуйский остроги, в 1632 г. – Тутурский острог. В 1630 г. атаман Иван Галкин в устье Илима построил небольшое зимовье, названное Ленским Волоком, которое с 1647 г. стало официально именоваться Илимским острогом. Позднее он стал центром самостоятельного Илимского воеводства.1
Первыми православными сооружениями здесь стали часовни – малые безалтарные храмы, предназначавшиеся для общественных молений, которые могли производиться без участия священнослужителей. Во вновь возводимых острогах они помещались в надвратных крепостных башнях. До нашего времени сохранилась одна такая часовня, устроенная в 1667 году в проезжей Спасской башне Илимского острога, которая в связи со строительством Усть-Илимской ГЭС попадала под затопление и в конце 1960-х годов была перевезена в Архитектурно-Этнографический музей «Тальцы» (47-й км Байкальского тракта). Часовни также возводились в небольших сибирских поселениях, состоящих из небольшого количества дворов. Всего в Илимском воеводстве в конце XVII века насчитывалось 20 часовен: 16 отдельно стоящих и 4 «на свесе»2.
Первая церковь в Илимском остроге в честь Спаса Нерукотворного образа была построена в 1645 году, т.е. через 15 лет после возведения острога. Исторические данные свидетельствуют о том, что это не единичный факт: в Иркутском остроге церковь была сооружена лишь спустя 12 лет после его сооружения. Таким образом, несмотря на то, что одной из главных построек сибирских острогов являлась церковь, к строительству их русские первопроходцы обращались далеко не сразу. Это обстоятельство объяснил иркутский протоиерей П.В. Громов: « Первые основатели Иркутска, имевшие в руках топоры и под боком лес, могли срубить церковное здание, но за всем остальным, что нужно для православного храма: и за иконами, и за мукою, и за церковным вином, не говоря о колоколах, они должны были обращаться к правительству, которое не находило возможности одолеть трудности, главным образом заключавшиеся в неустройстве дорог»3. Возведение церкви усложнялось еще необходимостью получения обязательного благословления на ее закладку от правящего архиерея, а так как Восточная Сибирь в XVII – начале XVIII веков относилась к Тобольской митрополии, территория которой располагалась на огромном пространстве от Урала до Тихого океана, то получение разрешительного указа приходилось ждать продолжительное время, которое иногда растягивалось на несколько лет.
Необходимо отметить, что на территории современной Братской епархии возникли первые в Прибайкалье монастыри. Киренский во имя Святой Троицы мужской монастырь начал строиться в 1663 году при впадении реки Киренги в Лену. Строителем был назначен монах Гермоген (Ермоген). К концу XVII в. монастырь уже превратился в крупного землевладельца. К первоначально выделенными илимскими воеводами участками земли, в монастырь поступило много частных пожертвований. Огромную поддержку монастырской общине оказал Е.П. Хабаров, который в 1663 г. выделил деньги на строительство Троицкой церкви, в 1667 г. завещал монастырю свою деревню Хабаровку, а в 1671 г. и другие близлежащие заимки. В 1681 г. монахи добились пожалования земель по реке Анга и основали Ангинскую заимку, где родился знаменитый миссионер Святитель Иннокентий (Вениаминов).
На противоположном берегу Ангары напротив Братского острога в 1671 г. был основан небольшой мужской монастырь, получивший название Братской пустыни. В 1724 году она была приписана к Иркутскому Вознесенскому монастырю.
В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская и Нерчинская епархия, выделенная из территории Тобольской митрополии, в состав которой поступил Киренский Троицкий монастырь и церкви Киренского заказа: «Киренского острога Спасская, Илимская соборная Спасская, Тюшамская Покровская, на Парабельском Николаевская, Усть-Кутская Спасская, Чечуйская Воскресенская, На Сполошном Спасская, в Яндинску Николаевская и Преображенская, в Усть-удинске вмч. Параскевы, в Новоудинске Покровская, в Илгинске Знаменская, в Тутуре Николаевская, в Орленге Спасская, в Брацкой пустыни Спасская, в Братском остроге Богоявленская, в Брацком уезде Ильинская, в Кежме Спасская, в Шамановом Архангельская, в Барлуцку Успенская»4.
За дореволюционный период нахождения в составе Иркутской епархии (с 1727 по 1917 годы) на территории современной Братской епархии в 126 селениях было построено около 165 церковных зданий (не считая молитвенных домов и часовен). Большинство из них были деревянными, нередко ветшали, их приходилось разбирать, а чаще они сгорали по нерадивости прислужников или в результате стихийных бедствий. Например, в древнем селе Карапчанка (Усть-Илимский район), возникшем в XVII веке, прихожане пять раз отстраивали свой храм в честь Святителя Николая Чудотворца. 1-я церковь, освященная в 1692 году, сгорела в 1727 году. Вместо нее в 1730-е годы начали возводить новую (поэтому в список церквей, передаваемых Тобольской митрополией Иркутской епархии в 1731 г., она не попала). Эта вторая церковь сгорела в 1745 г. Третья (1749 г.) сгорела в 1876 г.; Четвертая вскоре после освящения (1878 г.) также сгорела. Последнее, пятое здание, заложенное в 1879 г. и освященное 3 декабря 1880 г., погибло уже в советское время5.
Советская власть нанесла огромный урон православию в России. По неполным данным, на территории Братской епархии в настоящее время сохранилось только около 25 церковных зданий, большая часть из которых находится в полуразрушенном или значительно перестроенном состоянии.
Духовенство Иркутской епархии, среди которых было множество разносторонне одаренных личностей, проявили себя не только на духовном поприще, но и в деле народного образования, в развитии отечественной культуры, в том числе и в краеведении (которое в XIX веке называлось родиноведением). Например, сын дьячка Карапчанской Никольской церкви Михаил Викторович Сизой (около 1846 – после 1916), окончивший в 1868 году Иркутскую духовную семинарию, во время службы в храмах Киренского округа проявил интерес к изучению церковных архивов и опубликовал в «Иркутских епархиальных ведомостях» несколько статей, одна из которых «Заштатный город Илимск, его древние памятники и некоторые черты из его прежней церковной жизни, достойные примечания (историко-археологический очерк)»6 содержит богатый исторический материал. Такие деятели, как он, оставили нам и будущим поколениям огромное духовное наследие, которое отложилось на страницах не только «Иркутских епархиальных ведомостей», регулярно издававшихся на протяжении 1863 – 1919 годов, а также и в отдельно вышедших книжных трудах.
В настоящее время, когда интенсивно идет процесс возрождения церковной жизни, несомненно, деятельность многих поколений священнослужителей и монашества Иркутской епархии, их накопленный положительный опыт, а также и ошибки необходимо разносторонне изучать и использовать. На наш взгляд, одной из удобных форм изучения и изложения духовного наследия может быть Православная энциклопедия Братской епархии, которая станет составляющей частью Православной энциклопедии Иркутской митрополии.
Тамара Крючкова
Примечания
1 Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале XX веков. Часть I. Иркутск, 2006. С. 12-13.
2 Калинина И. В. Деревянные часовни Прибайкалья (конец XVII – начало XX вв.) // Земля Иркутская. 1995. № 3. С. 34-40).
3 «Начало христианства в Иркутске и Святый Иннокентий, первый епископ Иркутский, его служение, управление, кончина, чудеса и прославление». Иркутск, 1868. С. году: (с. 5).
4 [Громов П. В] Управление Иркутскою епархиею по кончине епископа Иннокентия Кульчицкого // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1865. № 7. С. 745.
5 [Громов П.] Епископ Иннокентий Нерунович. 1733-1740. Церкви Илимского ведомства // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1867. № 24. С. 312–316; № 25. С. 322; Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начало ХХ века. М., 2000. С. 271-272)..
6 Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1883. № 4. С. 47-59; № 5. С. 63-75; № 6. С. 77-88)
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: