Междоусобные войны в древней Руси были обычным явлением. Желая расширить свой удел и возвыситься над остальными, брат поднимал меч на брата, сын – на отца, отец – на сына. Впрочем, это вполне соответствовало нравам и обычаям того времени. Неуёмная жажда наживы подогревалась пламенем языческих костров. Оправдывалась пышностью погребальных тризн. Люди верили: чем больше золота и серебра, лошадей и наложниц последует за своим господином в мир иной, тем богаче и счастливее будет его новая жизнь. Принятие христианства, связанное с именем великого князя Владимира Святого, вселяло надежду на перемены в мировоззрении. Не малую роль в этом играл и личный пример самого князя. Первым делом Владимир запретил содержать гаремы, и сам отказался от многочисленных жён. Тризны также были объявлены вне закона. Прекратились жестокие обряды погребения заживо. Но языческие устои по-прежнему оставались сильны…

…Киевская Русь. Год — тысяча пятнадцатый…

…После смерти Владимира Святого киевские бояре возвели на престол его сына Святопо́лка. Известно, что сам Владимир намеревался передать правление другому кня́жичу — Борису. Не по старшинству, как того требовал обычай, а по велению отцовского сердца. В боголюбивом и праведном Борисе Владимир видел достойного продолжателя своего дела – становления христианской веры на Руси. О княжеской воле в Киеве знали многие. В том числе и Святопо́лк…

Приближённый:
— О чём печалишься, княже? Выйди к дружине! Подними с нами чарку! Слышишь, поют тебе здра́вицу!

Святополк:
— Не могу я ни пить, ни есть, покуда с Борисом дело не решено.

Приближённый:
— Как не решено? Не он ли третьего дня прислал тебе верную грамоту? Отказывается от Киевского стола…. Отцом своим тебя называет!

Святополк:
— Сегодня отказывается. А завтра, глядишь — передумает. Исполнения княжеской воли потребует. Глеб с Ярославом его подержат. Да и не только они. В Киеве Бориса любят, а меня терпят… До поры.

Приближённый:
— Полно, князь! Не замарает себя Борис вероломством. Не такие у него повадки.

Святополк:
— Тиха вода, а на дне – беда. Слыхал, наверное?… Так вот. Борис возвращается из похода на печенегов. Пошли к нему гонца. Пусть докажет брат своё смирение. Дружину поперёд себя в Киев отправит. А ты собери самых верных людей, и жди моего приказа.

Приближённый:
— Что ты задумал, Святополк?! Неужто…

…Когда убийцы, посланные Святопо́лком, окружили шатёр Бориса, он творил вечернюю молитву. Князь был предупреждён о злодействе, которое замыслил его брат. Тем не менее, он приказал войску следовать в Киев и не взял в руки оружия. Вместо этого Борис просил у Господа прощения для своих палачей. Когда последние слова молитвы были сказаны, князь лёг на постель. В ту же секунду, в шатёр ворвались люди Святополка и закололи его копьями. Не пощадил Святополк и Глеба. Опечаленный известием о смерти любимого брата отправился Глеб в Киев, но по дороге был зверски убит. Слухи о коварстве Святополка мигом разлетелись по Руси. Прозванный русским народом «Окаянным», бежал он в Польшу, и подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Борис и Глеб, следуя заветам Господним, даже под угрозой смерти не пожелавшие обнажить меч против старшего брата, стали новыми народными героями. А позже — и первыми русскими святыми. Скорые помощники святые мученики Борис и Глеб были и остаются одними из самых почитаемых и любимых русских святых.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.